Митинг протеста православного духовенства в центре Афин 27 марта с.г.
Фото Reuters
Протестные чувства против введения универсальных электронных карт гражданина, собравшие не так давно в Москве на митинг несколько десятков человек, в Греции вылились в массовые протесты. 27 марта на марш в центре Афин вышло несколько тысяч человек, а неделей ранее такое же шествие состоялось во втором по величине городе страны – Фессалониках. Значительную часть протестовавших составляли священники, монахи и монахини, съехавшиеся на митинги со всей страны. В Фессалониках протесты поддержал местный архиерей и один из авторитетнейших иерархов Элладской Православной Церкви митрополит Анфим Руссос, который заявил, что обеспокоен возможными последствиями дурного использования технологий и это волнует не только его, но также и всю «митрополию, и Священный Синод Элладской Церкви, и весь греческий народ».
Конфликт вокруг введения электронных карт гражданина (в которых ультраправославные видят «число Зверя» и «печать Антихриста») наложился на более ранний и активизировавшийся сейчас финансовый конфликт Элладской Православной Церкви с государством, пытающимся сократить расходы бюджета в связи с финансовым кризисом в Греции, с трудом урегулированным год назад благодаря дотациям Евросоюза. 15 марта 2010 года греческое правительство заявило об обложении 20-процентным налогом доходов Церкви от недвижимого имущества. Согласно данным внутренней церковной бухгалтерии, которые были опубликованы в 2009 году в греческой газете Kathimerini, общий доход Элладской Церкви в докризисном 2008 году составил 20 млн. евро, из которых 12,7 млн. поступили от сдачи в аренду церковной собственности. Как не преминул заявить в ответ на решение правительства тот же митрополит Анфим, власть занимает «враждебную позицию» по отношению к Церкви, так как «20-процентный налог поражает нас прямо между глаз». 6 ноября 2010 года премьер-министр Греции Георгиос Папандреу, отметив в интервью газете Newpost, что «Церковь уже обложена налогами в соответствии с нашими предложениями», озвучил идею полностью отделить ее от государства, которое в том числе платит зарплату священнослужителям (по официальным данным, каждый год правительство Греции выплачивает 10 811 служителям Церкви 214 млн. евро). «Тогда, – считает Папандреу, – обе стороны будут вернее представлять себе свои роли и будут чувствовать себя более свободными». Эти намерения правительства, уже спустя месяц оформившиеся в проекты законов, пробудили в Священном Синоде Элладской Церкви пессимистические настроения, вылившиеся в открытое воззвание к верующим 16 декабря 2010 года, в котором говорилось, что «власть действует против подлинных интересов народа и нашей страны», готовя «попытку искоренения и уничтожения нашей традиции, того, что всегда считалось основой жизни нашего Отечества», и «желая разорвать связь народа с Матерью-Церковью, воспользовавшись настоящими и выдуманными скандалами». В воззвании также критиковалось и общество, в целом сочувственно встретившее предложения правительства о необходимости Церкви участвовать в выходе страны из финансового кризиса, за «отсутствие смысла жизни и замыкание человека в одномерном настоящем, на его эгоцентричном самолюбивом инстинкте».
Впрочем, сам Священный Синод далее продемонстрировал весьма странный пример отказа от эгоцентризма, приняв 17 января с.г. решение о том, что в связи с сокращением государственных выплат священникам будет сокращено и количество совершаемых ими богослужений. Также было, судя по всему, решено блокироваться с ультраправославными «зелотами» в вопросе о сопротивлении введению электронных карт – уже 2 февраля в Афинах прошло шествие 2 тыс. верующих, в том числе монахов из враждующего с официальной Церковью афонского монастыря Эсфигмен.
Особую обеспокоенность представители Элладской Церкви испытали в предпоследней неделе марта. 23 марта депутат парламента Никас Никопулос сделал запрос в правительство о готовящейся полной отмене государственных зарплат священникам, а 25 марта на экстренном совещании представителей монастырей Афона обсуждались намерения правительства обложить налогами монастырскую собственность за пределами Святой Горы (подворья монастырей существуют во многих крупных городах Греции). Результатом этого недовольства позицией правительства и могли стать массовые митинги в Фессалониках и Афинах в конце марта.