Теперь отчитываться за церковные дела на Северном Кавказе будут три епископа.
Фото www.patriarchia.ru
Синод Русской Православной Церкви на заседании 22 марта принял решение о создании новых епархий на Северном Кавказе, а Патриарх Кирилл утвердил его 31 марта раздачей указов трем новым епископам. До этого момента православных верующих на этой территории окормляли два епископа, причем один из них имел кафедру за границей, в столице независимого Азербайджана.
Ставропольская и Владикавказская епархия РПЦ, просуществовавшая в нынешнем виде девять лет, была разделена на три части: образованы Ставропольская и Невинномысская, Пятигорская и Черкесская, Владикавказская и Махачкалинская епархии. Ставропольской кафедре оставили в подчинении территорию одноименного края, за исключением трех южных районов, приграничных с национальными республиками Северного Кавказа. Эти районы и территория республик Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия перешли под духовное управление Пятигорского епископа. Православные приходы Северной Осетии, Дагестана, Чечни и Ингушетии теперь объединены во Владикавказскую и Махачкалинскую епархию.
Ранее приходы большей части республик Северного Кавказа находились под управлением Ставропольского архиепископа Феофана (Ашуркова), а дагестанские – епископа Бакинского Александра (Ищеина). Решениями последнего Синода архиепископ Феофан переведен на Челябинскую кафедру взамен ушедшего на покой митрополита Иова (Тывонюка), а титул Александра изменен с епископа Бакинского и Прикаспийского на Бакинский и Азербайджанский. Реформа не затронула только Ростовскую и Новочеркасскую епархию.
Новые северокавказские кафедры заняли архиереи, чья жизнь связана с этим сложным регионом. Архиепископом Владикавказским и Махачкалинским назначен Зосима (Остапенко), епископом Пятигорским и Черкесским – Феофилакт (Курьянов), епископом Ставропольским и Невинномысским стал Кирилл (Покровский), сохранивший при этом должность председателя Синодального комитета по взаимодействию с казачеством и викария Московской епархии и наместника Донского монастыря в Москве. Архиепископ Зосима начинал свое священническое служение в храмах Махачкалы и Грозного, а епископ Феофилакт родился в Грозном и на протяжении многих лет служил в различных приходах Ставропольской епархии.
Преобразование структур Московского Патриархата на Северном Кавказе вызвало неоднозначную реакцию экспертов и представителей местной православной общественности и казачества. В региональной прессе высказывались предположения, что реформа свидетельствует о повышении внимания Патриархии к региону. Сложными и разнородными православными приходами Северного Кавказа, по мнению некоторых обозревателей, легче руководить нескольким епископам. Кроме того, различные части Северного Кавказа резко различаются между собой по специфике и представительству православных верующих. Вместе с тем много вопросов вызвало удаление из региона архиепископа Феофана (Ашуркова), часто попадавшего на страницы газет благодаря своей активной деятельности и ярким и неоднозначным заявлениям. К слову сказать, на новой кафедре, в Челябинске, архиепископ проявил свой живой характер сразу по прибытии. «В городе-миллионнике Челябинске всего 15 храмов – это немножко печально.
Совместно с губернатором, бизнес-элитой и народом мы должны взяться за это дело, не раскачиваясь, потому что надо было строить их еще вчера», – заявил архиепископ встречавшим его челябинцам. Согласно некоторым мнениям, эти слова могли задеть ушедшего на покой митрополита Иова, который, получается, недостаточно много строил храмов. Озадачен напором Феофана был и губернатор области Михаил Юревич. «Сегодняшнее законодательство не позволяет строить их (храмы. – «НГР») на бюджетные деньги, только на пожертвования. По мере того как будет возрастать духовность, возникнет и потребность в появлении новых церквей», – ответил на приглашение к более активному сотрудничеству с епархией глава челябинской администрации. Высказываются предположения, что деятельному Феофану, привыкшему к вниманию СМИ, тесновато будет на Урале┘
Но вернемся на Кавказ. 1 апреля в Ставрополе прошел круглый стол «Геополитические последствия разделения Ставропольской епархии на три части». «Расчленение епархии – это разрушение системы, которая создавалась два столетия 19 епископами, и это резко ослабит позиции православия на Кавказе. Сменив семь раз свое название, ее неизменным центром оставался Ставрополь, олицетворяющий собой оплот православия. Скоропалительное решение Синода отодвинуло епархию на два столетия назад», – заявил руководитель общественной организации «Территория закона» Владимир Полубояренко. «Казачество спокойно восприняло решение Синода. Идет усиление православия на Кавказе. Теперь вместо одного регион получил трех достойных духовных лидеров, каждый из которых имеет свой опыт служения», – напротив отметил атаман Ставропольского казачьего войска Союза казаков России Дмитрий Стригунов в беседе с корреспондентом газеты «Кавказский узел». В среде северокавказского казачества заметны и другие мнения. «Казаки нашего Ипатовского куренного казачьего общества с недоумением восприняли известие о разделении епархии, – сказал атаман Ипатовского хуторского казачьего общества Владимир Беловолов. – В настоящее время, когда ситуация на Северном Кавказе неблагоприятная, делать этого нельзя. Боюсь, что разделение епархии может привести и к разделению в рядах казаков».
В действиях церковного священноначалия можно проследить стремление соответствовать логике власти государственной, как это не раз уже бывало в истории Кавказской епархии Православной Церкви России, которая отсчитывает свое начало с 1843 года. Как и тогда, сегодня Церковь становится помощником государства в деле укоренения на Кавказе русского населения и усиления казачества как авангардной силы в противостоянии сепаратизму. Косвенную поддержку решениям Синода можно услышать в словах полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе Александра Хлопонина на встрече с журналистами 3 апреля в Ессентуках. «Критерием оценки эффективности (новообразованных. – «НГР») епархий будут в том числе и вопросы, связанные с оттоком русскоязычного населения», – заявил Хлопонин. Полпред также считает, что Церковь должна «реально привести казачество к единству».
С другой стороны, произошло размежевание приходов региона. Единое (пусть во многом это единство носило формальный характер) православное пространство распалось на «исконно» русские и казачьи районы с центром в Ставрополе и разрозненные общины, существующие в мусульманском окружении на гарантиях поддержки республиканских властей. Ведь в национальных республиках Северного Кавказа, по наблюдениям политологов, уже не первый год идет стремительная исламизация общественной жизни. Этот подход Патриархии проявляется и в подборе епископов, возглавивших разделившиеся кафедры. Например, епископ Феофилакт (Курьянов) в течение трех лет совмещал другие должности с управлением приходами благочиния в Туркменистане, а стало быть, должен знать, как найти подход к восточным владыкам. Нынешний епископ Ставропольский и Невинномысский Кирилл (Покровский) был все время сосредоточен на делах казачества и не раз выступал в духе русского патриотизма. Его юрисдикция будет ограничена казачьими районами с относительно гомогенным населением.
Кроме того, лишился власти над дагестанскими приходами Бакинский епископ Александр (Ищеин), который вынужден поддерживать сложный диалог с властями Азербайджана и руководством Управления мусульман Кавказа. Теперь епархия Бакинского епископа замкнута на Закавказье. Этот процесс имеет свою историческую логику. Напомним, что эта епархия только в 1998 году выделена из состава Ставропольской, а в 2003 году к Ставропольской кафедре отошли еще и приходы в Чечне, ранее управляемые из Баку. Таким образом, реорганизация структур РПЦ на Кавказе учитывает реалии и вызовы политической ситуации. «Священство» в очередной раз продемонстрировало лояльность «царству».