Как и в 1979 году в Иране, шиитская революция в Бахрейне начинается под антимонархическими лозунгами.
Фото Reuters
Революционные потрясения на Ближнем Востоке сильно обострили уже давно существующие противоречия между разными религиозными группами населения. Копты-христиане и мусульмане вновь сошлись в кровавой схватке в Египте. В островном государстве Бахрейн в Персидском заливе и в городах восточной саудовской провинции Эль-Хас одна за другой прошли демонстрации шиитов, являющихся подавляемым политическим и религиозным меньшинством (хотя численно они в этих областях весьма заметны). В Ливане 100 тысяч человек вышли на митинг, требуя разоружить отряды шиитской партии «Хезболлах», чьи позиции в государстве резко усилились в конце января, когда поддержанный ею Наджиб Микати получил полномочия премьер-министра страны.
Эйфория единения христиан и мусульман в рядах свергающих президента Мубарака, существовавшая в конце января – начале февраля (мировые СМИ с умилением наперебой описывали, как христиане окружают кольцом молящихся мусульман на площади Тахрир, защищая их от возможных нападений полиции, а затем то же делают мусульмане), рухнула вместе с прежним режимом. 4 марта в деревне Суль близ Каира начались столкновения, поводом для которых стали известия о любовной связи неких копта и мусульманки. Четырехтысячная толпа мусульман разгромила дом прелюбодея, а заодно сожгла христианскую церковь Святой Нины и Святого Георгия, а служивших в ней священника и трех диаконов, по разным сведениям, то ли убили, то ли взяли в заложники. 7 марта 5 тысяч коптов собрались в Каире на митинг у здания государственного телевидения, а вечером 8 марта перекрыли крупнейшую городскую автомагистраль, после чего начались столкновения с мусульманами, разогнанные полицией, при этом один христианин погиб. 9 марта в боях между христианами и мусульманами в каирском квартале Мукаттам было убито в общем не менее 13 человек и ранено не менее 100 человек.
13–14 февраля демонстрации начались в Бахрейне, островном государстве в Персидском заливе, где большинство населения – мусульмане-шииты, но правит ориентированная на Саудовскую Аравию суннитская династия. Начавшись в деревнях, 15 февраля волнения перекинулись уже на столицу Бахрейна Манаму. Полиция неоднократно жестоко разгоняла митинги, применяя слезоточивый газ и пули и перегораживая улицы колючей проволокой. Начиная с 19 февраля к подавлению беспорядков подключилась армия, однако и это не помогло, после чего король Хамад бен Иса аль-Халифа призвал на помощь войска Саудовской Аравии, контингент которых был 13 марта введен на остров по соединяющей его с Аравийским полуостровом дамбе. Между тем соседний шиитский Иран официально считает Бахрейн (входивший в состав монархии Сефевидов в 1602–1783 годах) своей провинцией и вполне может ответить на ввод туда войск саудитов симметричной акцией.
В провинции Эль-Хас в Аравии, откуда происходит династия аль-Халифа, в 1783 году выгнавшая персов с Бахрейна, также начались демонстрации шиитов, составляющих в регионе до 30% населения, но лишенных права строить свои мечети и отстраненных от власти. 3–4 марта демонстрации прошли в основных городах этой провинции – Катифе, Хофуфе, Аввамии. Протесты получили и религиозное обоснование – популярный шиитский имам Тауфик аль-Амир в своей проповеди призвал к смене политического строя в стране – с монархии абсолютной на конституционную. За свои призывы имам был немедленно арестован и заключен в тюрьму. 5 марта Совет улемов и Министерство внутренних дел Саудовской Аравии официально объявили о запрете любых публичных выступлений как противоречащих шариату. 10 марта демонстрация шиитов в Катифе была разогнана полицией с применением огнестрельного оружия, ранения получили несколько человек.
В ливанской столице Бейрут 13 марта прошла 100-тысячная демонстрация, направленная против шиитского движения «Хезболлах». Шииты в последнее время резко усилили свое влияние в Ливане, после того как 25 января президент страны Мишель Сулейман поручил открыто поддерживаемому партией бизнесмену Наджибу Микати формирование нового кабинета министров. Если добавить к этому недавний визит иранских военных кораблей к берегам Ливана и Сирии через Суэцкий канал, то поводов для возмущения у суннитского большинства более чем достаточно.
На фоне революционных событий последнего времени столкновения религиозных общин в арабском мире приводят не только к гражданскому противостоянию, но и обостряют вражду между странами. Религиозный компонент протестов, еще более чем социальный, способен радикально перекроить политическую карту Большого Ближнего Востока.