0
1462
Газета События Интернет-версия

16.03.2011 00:00:00

Конец тибетского царства

Алексей Белов

Об авторе: Алексей Анатольевич Белов - религиовед, журналист.

Тэги: далайлама, отставка


далай-лама, отставка Лидер тибетцев уходит с политической сцены, но не прощается с паствой.
Фото Reuters

Затянувшаяся история с отставкой Далай-ламы (о которой не раз говорил он сам и которую так долго ждали китайцы), видимо, близится к завершению. Чрезвычайная сессия «Кашага» – тибетского парламента в изгнании – собралась в понедельник в Дхарамсале (Индия) для того, чтобы обсудить заявление Далай-ламы о намерении сложить с себя политические полномочия.

Это уже не первое заявление 75-летнего Агвана Лобсана Тензина Гьятцо об уходе из политики, ставшее поводом для резкой критики заявления Китаем, как и вся деятельность Далай-ламы. Сам факт существования «тибетского правительства в изгнании» во главе с Далай-ламой воспринимается китайским руководством не иначе как «большой спектакль политического хулигана».

Очевидно, что дело тут не только в политике. Далай-лама – не только политический, но и духовный лидер тибетского народа, испокон веков привыкшего к теократии. Собственно, чтобы отучить тибетцев «от царя» (читай – Далай-ламы), Тензин Гьятцо и проводил все эти последовательные реформы тибетской политической системы. Во всяком случае, именно желание научить тибетцев самоуправлению двигало им, по его собственному заявлению.

Как отметил в комментарии «НГР» Андрей Терентьев, один из постоянных переводчиков Далай-ламы и главный редактор журнала «Буддизм России», Далай-лама «постоянно выступает за развитие демократии и гражданского общества у тибетцев». «На протяжении последних десятилетий он постепенно передал ряд своих функций выборным лицам: так, премьер-министр тибетского правительства теперь не назначается Далай-ламой, а выбирается всенародным голосованием», – отметил эксперт.

Институт Далай-лам основан на традиции сознательного и целенаправленного перерождения. Поиск очередного перерождения – сложный многоступенчатый процесс, в котором мистический компонент играет центральную роль. Китайское руководство в свое время активно включилось в этот процесс, похитив (в 1995 году), спрятав и скрывая до сих пор Панчен-ламу – второе после Далай-ламы по значимости лицо в иерархии буддийской школы Гелуг. Китайцы и поддерживающие их ламы выдвинули своего, «китайского Панчена», Гьялцэна Норбу, не признанного, впрочем, большинством тибетцев. Около десяти лет назад возникла также проблема с поиском перерождения Кармапы XVII – главы другой школы, Карма-кагью. Китайцы выдвинули своего Кармапу, Ургьена Тринле (его кандидатуру поддержал Далай-лама), ряд лам – своего, Тхайе Дордже. На данный момент существуют два равных претендента на должность Кармапа. Кстати, с точки зрения тибетского буддизма «двойники» – не такая уж и проблема. Существо, достигшее такого уровня духовной реализации, может «клонироваться» в сотни и тысячи воплощений, а индивидуальной души, согласно этому учению, вообще не существует.

Отставка Далай-ламы и поиски ему замены – больше политическая проблема, чем религиозная. В Китае несколько лет назад был принят закон, в соответствии с которым тулку (ламы-перерожденцы) должны теперь утверждаться правительством КНР. Поэтому получается, что своим поступком Далай-лама хочет избежать судьбы Панчен-ламы. После смерти нынешнего Далай-ламы китайцы собирались посадить на трон своего ставленника и с его помощью ликвидировать тибетское движение за национальное самоопределение. Далай-лама сделал упреждающий маневр, а китайцы, разумеется, сразу поняли, что это удар по их планам, и заявили протест против «нарушения традиций».

Впрочем, не стоит забывать и о человеческом факторе. 75-летний нобелевский лауреат вот уже 60 лет «от заката до рассвета» на духовном и 50 – на политическом посту, и его статус как воплощения Авалокитешвары – бодхисатвы сострадания – не отменяет естественных физических законов, в том числе и закона старения.

Впрочем, и здесь Далай-лама проявляет политическую дальновидность. По традиции, «после смерти одного Далай-ламы и до совершеннолетия следующего, то есть 16–20 лет, править будет регент, назначенный правительством, а в истории бывало, что регент оказывался «неудачным» или узурпировал власть. Далай-лама хочет наладить этот процесс еще при жизни и оставить тибетское общество после себя демократически управляемым», отмечает Андрей Терентьев. И хотя, по словам эксперта, «тибетцы изо всех сил уговаривают его остаться», уйдя с поста политического, Агван Лобсан останется Далай-ламой, духовным лидером большинства тибетцев и множества буддистов во всем мире. В этом случае руководство КНР будет вынуждено перестать чинить ему препятствия в пастырских визитах в разные страны, в том числе в Россию, как это происходит на протяжении многих лет.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

КПРФ опять посмотрит на Мавзолей Ленина сквозь декорации

Дарья Гармоненко

Группа быстрого реагирования по защите исторической памяти до Красной площади не добралась

0
1054
Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Верховный суд показывает статистическую гуманизацию

Екатерина Трифонова

"Фактор СВО" в снижении числа уголовных дел пока сложно просчитать

0
890
Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Наступлению мира могут помешать украинские диверсанты

Владимир Мухин

Киев способен продолжить гибридную войну против РФ

0
1617
СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

СКР предъявил обвинение задержанному по подозрению в убийстве генерала Москалика

0
728

Другие новости