Почти пятнадцать лет кардинал Любомир Гузар, до последнего времени Верховный архиепископ и Предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви (УГКЦ), был одной из наиболее заметных фигур украинского религиозного ландшафта, безусловным авторитетом в украинской католической среде, а также одним из лидеров и, вне сомнений, очевидным символом западного, европейского измерения в традиционном сегменте украинского христианства (три основные православные Церкви плюс УГКЦ). Хотя украинских грекокатоликов Гузар возглавил только в 2001 году (поэтому традиционно вспоминают о десятилетии его управления Церковью), но на самом деле он уже несколько лет до этого рубежа находился у церковного штурвала, фактически управляя Церковью при кардинале Мирославе Любачивском.
Согласно повторяющимся в нескольких исследованиях данным, предоставленным в течение последних лет фирмой «Юкрейниан социолоджи сервис» и Фондом «Демократические инициативы», рейтинг доверия кардиналу Гузару, например, в 2008 году, когда он находился в зените общественного внимания, составлял 21%, хотя только 7–8% населения Украины считают себя верующими этой Церкви. Чтобы объяснить особое восприятие Любомира Гузара в украинском духовном пространстве, необходимо обратиться к самым знаковым фактам, событиям и тенденциям, связанным с тем периодом, когда он возглавлял Церковь.
Во-первых, именно кардинал Гузар подготовил и организовал триумфальный визит Папы Римского Иоанна Павла ╡╡ в Украину в июне 2001 года, засвидетельствовавший полностью восстановленный потенциал УГКЦ, вышедшей в 1989 году из подполья после 43 лет полного непризнания и подавления со стороны советского государства.
Во-вторых, Гузар в августе 2005 года решился на уникальный по важности для церковного будущего УГКЦ шаг – перенесение центра из Львова в Киев, где, собственно, церковная уния с Римом и начала свое историческое бытие во времена Митрополита Киевского и Галицкого Михаила (Рогозы) в конце XVI века. Имидж периферийной, галицкой Церкви без элементарного шанса на развитие и утверждение в масштабах всей Украины был разрушен этим неоднозначным, но смелым решением, спровоцировавшим ожесточенную критику со стороны Московского Патриархата и вызвавшим ожидаемое неудовольствие определенной части верующих и духовенства внутри самой УГКЦ.
В-третьих, «десятилетие кардинала Гузара» – это период, когда стоящая на перепутье цивилизаций и находящаяся под прессингом различных исторических парадигм (настаивание на православной догматике и обрядности в рамках подписания Брестской унии 1596 года, принятие всех догматических основ Римско-Католической Церкви после Замойского Синода 1720 года, латинизация обряда в XVIII и XIX веках, постепенное возвращение к восточнохристианским образцам организации церковной жизни начиная с основания митрополитом Андреем Шептицким монашеского ордена отцов-студитов и т.д.) УГКЦ определилась с системой доминирующих идентификационных приоритетов. Абсолютное большинство возглавляемой кардиналом Гузаром церковной общины поддержало ту линию развития украинского грекокатолицизма, которую олицетворяет глава Церкви – член ордена студитов, сознательно культивирующего восточнохристианские образцы духовности как противовес однозначной устремленности на Запад, утверждаемой другим, все еще более влиятельным и многочисленным монашеским образованием в УГКЦ – орденом василиан. Собственно, понимание себя как части, хотя и в понятном смысле совершенно европеизированной, восточно-христианского мира в течение последних десяти лет стало для УГКЦ направлением развития на ближайшее и перспективное будущее.
Именно такая мягкая, постепенная, но весьма настойчиво проведенная кардиналом Гузаром идентификационная революция и стала самым главным результатом его пребывания на посту главы Церкви. Если на рубеже 1980–1990-х годов, в разгар межконфессиональных битв на Западной Украине, для абсолютного большинства грекокатоликов слово «православный» ассоциировалось с чем-то враждебным, а иногда граничило с ругательством (в некоторых епархиях, например Ивано-Франковской, даже было принято решение об изъятии этого слова из текста литургии Иоанна Златоуста), то сейчас все большее признание получает богословская концепция, активно распространяемая теологами Украинского католического университета во Львове, суть которой состоит в следующем: УГКЦ является православной Церковью, находящейся в евхаристическом единении с Римом.
Как следствие имплементации этой концепции, на богослужениях в часовнях и храмах, принадлежащих университету, отказались от католического дополнения в Символ веры «филиокве». Сам же кардинал Гузар постоянно напоминает об общих корнях всех традиционных украинских Церквей и, как следствие, призывает к их единению, декларируя даже готовность уступить место Предстоятеля объединенной Церкви кому-то из православных епископов, лишь бы он вошел в евхаристическое общение с Римом.
Кстати, в общении с православными Церквами в Украине кардинал Любомир Гузар также задействовал новую схему, кардинально отличавшуюся от стратегии предшественника и не согласовавшуюся с позицией Ватикана. В связи с установившимся между Ватиканом и Москвой согласием по поводу отказа от общения с так называемыми «неканоническими» православными Церквами в течение 1990-х годов, грекокатолики максимально дистанцировались (как минимум на епископском уровне) от любых екклезиологических контактов с непризнанными Церквами. Но в 2000-е годы, начиная с памятного совместного молебна глав УГКЦ и Киевского Патриархата во Владимирском соборе (Киев) в мае 2003 года, разноуровневые контакты между представителями этих Церквей перестали быть исключением из правила, в связи с чем постоянно вызывали негодование Москвы и резкие письменные демарши украинских епископов Московского Патриархата, например, львовского архиепископа Августина (Маркевича).
Наконец, пятой уникальной особенностью предстоятельства кардинала Гузара стал его стиль управления – мягкий и либеральный. Как только кардиналу два года назад исполнилось 75 лет и он полной мерой ощутил свою физическую слабость, то сразу же написал прошение Папе Римскому об отставке. Понадобилось два года, чтобы Ватикан санкционировал это прошение, проведя огромную работу по поиску кандидатуры того, кто сможет достойно заменить Любомира Гузара на посту главы Церкви. Ждать осталось недолго: 21 марта начнется Архиерейский Синод УГКЦ, где будет формально избран будущий лидер украинских грекокатоликов.
Кто бы ни стал новым главой УГКЦ, но при живом и чрезвычайно активном в публичном плане кардинале (этот сан предоставляется пожизненно) Гузаре он всегда де-факто будет вторым лицом в Церкви. Таким образом, Гузар еще раз удивил и своих сторонников, и все украинское общество, сознательно приобретя неформальный, но уникально высокий статус – духовного главы и бесспорного авторитета для абсолютного большинства грекокатоликов.