Родная Германия предложила Папе Ратцингеру крутые перемены.
Фото Reuters
Пока Бенедикт XVI планирует очередной визит в Германию (он предположительно состоится 22–25 сентября), в немецкоязычном сегменте католического мира рождается революция. Во всяком случае, там формулируются революционные тезисы.
4 февраля в газете Sueddeutsche Zeitung за подписями 144 теологов из Германии, Швейцарии и Австрии был опубликован манифест «Церковь в 2011 году: необходимость движения». Среди подписавших документ – известный сторонник децентрализации управления Церковью Петер Хюнерманн, профессор богословской этики из Тюбингенского университета Дитмар Мит, иезуит Фридхельм Меннекес и фрайбургский профессор Эберхард Шокенхофф.
Богословы говорят о кризисе, в котором оказалась Католическая Церковь в результате потрясших Европу скандалов со священниками, насиловавшими детей, и покрывавшими их епископами. Авторы манифеста считают необходимым немедленно начать дискуссию о состоянии Церкви. Это документ из разряда «не могу молчать». Теологи выдвигают шесть направлений церковной реформы.
Во-первых, мирян необходимо вовлекать в процесс принятия решений на всех уровнях. Это касается, в частности, назначения епископов и приходских священников. Рим не должен решать вопросы, в которых можно разобраться «на местах».
Во-вторых, Католической Церкви стоит упразднить целибат и разрешить рукоположение женщин. В последнее время число приходских священников стремительно сокращается. Это приводит к объединению, укрупнению приходов. Как итог, прихожане утрачивают «соседские связи» друг с другом, разобщаются.
В-третьих, необходима реформа административного правосудия в Церкви – каноническое право должно быть не вещью в себе, а реальным механизмом защиты прав верующих.
В-четвертых, Церковь должна отказаться от патернализма, оставляя верующим право на свободный и ответственный выбор. Церкви следует поддерживать институт традиционного брака и семьи. При этом она не должна отталкивать верующих, вступивших в повторный брак или даже заключивших однополый союз.
В-пятых, Евангелие не должно превращаться в беспощадный нравственный закон, а Католической Церкви не следует заниматься самооправданием, если ее пастыри грешат. Если не создавать условий для примирения с теми, кого обидела Церковь, то как примирять людей с Богом?
Наконец, в-шестых, литургия должна становиться более современной и разнообразной, а не коснеть в традиционализме и догматизме. Только так можно вовлечь верующих в полноценную церковную жизнь.
«Мы должны вывести Церковь из ущербного состояния поглощенности собой через свободный и открытый обмен аргументами и предложениями, – говорится в манифесте.
– За прошлогодним потрясением не должна последовать успокоительная тишина. В этом случае покой будет покоем мертвых».
Немецкий манифест не стал неожиданностью. Либеральные – или, правильнее, реформистские – тенденции всегда были характерны для «немецкоязычного» католицизма (достаточно вспомнить швейцарца Ганса Кюнга). Впечатляет количество подписей. 144 имени – это демонстрация масштаба проблемы, уровня озабоченности. 144 имени – это не отдельные, пусть яркие и точные протестные выступления, это потенциальная движущая сила реформы.
Можно сказать, что публикации манифеста предшествовала полемика об отмене целибата, разгоревшаяся среди немецких политиков и католических иерархов. В конце января председатель Бундестага Норберт Ламмерт и министр образования ФРГ Аннет Шаван в совместном заявлении призвали Бенедикта XVI разрешить рукоположение женатых мужчин и женщин. Им ответил на страницах газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung 82-летний кардинал Вальтер Брандмюллер. «Похоже, вы даже не осознаете, что оскорбили Иисуса Христа, Сына Божия, – бичевал политиков Брандмюллер. – Священник, давший обет безбрачия, подражает своему Учителю – и только!» Кардинал обвинил Ламмерта и Шаван в том, что они хотят создать «национальную Церковь», а это не что иное, как раскол.
В свою очередь, епископ Майнца кардинал Карл Леманн, иерарх с репутацией реформиста, реагируя на открытое письмо Брандмюллера, назвал его тон «постыдным». По мнению Леманна, обсуждение новых форм рукоположения жизненно важно для Церкви. Призывы посвящать в сан женатых мужчин, заявил кардинал католической газете Glaube und Leben, не означают ни создания новой Церкви, ни раскола.
Как напоминает газета Sueddeutsche Zeitung, в 1970 году Леманн стал одним из девяти немецких теологов, подписавших «Меморандум к дискуссии о целибате духовенства». Богословы призывали Папу Павла VI изучить вопрос о рукоположении женатых мужчин, указывая (уже тогда!) на кадровый кризис в Церкви. Помимо Леманна меморандум в 1970 году подписали такие известные теологи, как Карл Ранер и Отто Земмельрот, а также бывший президент Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер и┘ сам Йозеф Ратцингер, нынешний Понтифик. Бюрократическая карьера в Католической Церкви заставляет менять взгляды┘
В Конференции католических епископов Германии (ККЕГ) уже отреагировали на манифест теологов. Секретарь конференции иезуит Ханс Лангендёрфер заявил, что уже на протяжении 20 лет немецкий епископат ведет плодотворный диалог с университетскими богословами. Многие идеи, выдвинутые теологами, по словам Лангендёрфера, безответственны и противоречат католической доктрине. ККЕГ не собирается закрывать глаза на необходимость церковной реформы, пишет секретарь. Он обещает, что на ближайшем пленарном заседании епископат выдвинет собственные предложения.
Между тем, по прогнозам, озвучиваемым немецкими епископами, к 2020 году две трети приходов в Германии останутся без священников. Официальной реакции Ватикана на манифест теологов пока не последовало. Молчит Конгрегация вероучения. Молчит Конгрегация по делам духовенства. Молчит Папа Бенедикт XVI. При этом совершенно очевидно, что в ходе своего осеннего визита на родину он не избежит острых тем.
Столь же очевидно и другое. Поднятые богословами темы не новы для дискуссии о будущем Католической Церкви. Не новы предлагаемые рецепты. И престарелый Папа-консерватор, вот уже 30 лет варящийся в ватиканском бюрократическом котле, ни мировоззренчески, ни морально не готов к революциям и радикальным реформам (впрочем, Папа Иоанн XXIII созвал Второй Ватиканский Собор в 80-летнем возрасте).
Любопытной была бы точка зрения на выступление теологов еще одного немецкоязычного иерарха – архиепископа Венского кардинала Кристофа Шёнборна, в котором многие наблюдатели видят возможного преемника Бенедикта XVI. Но Шёнборн, для которого характерна осторожность и гибкость в высказываниях, пока также сохраняет молчание.
В опубликованном газетой Sueddeutsche Zeitung документе чувствуется дыхание возможного Третьего Ватиканского Собора. Обретет ли этот дух плоть? Британское католическое издание The Tablet напоминает: Католическая Церковь консервативна, но реформы в ней порой могут осуществляться очень быстро.