Трудные задачи лучше решаются в узком кругу.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Пленум нового регулярного совещательного органа Русской Православной Церкви – Межсоборного присутствия – прошел 28–29 января с.г. в храме Христа Спасителя в Москве. Созданием совещательного органа Патриарх Кирилл начал заниматься сразу после восшествия на патриарший престол два года назад. Уже через полтора месяца после интронизации нового Предстоятеля Церкви, 31 марта 2009 года, Священным Синодом была создана специальная комиссия по образованию Межсоборного присутствия. Поводом к созданию новой структуры стало большое число нерешенных Церковью вопросов, которые должны обсуждаться на церковных Соборах. Смысл Межсоборного присутствия заключается в том, чтобы подготавливать решения насущных проблем церковной жизни к Поместным или Архиерейским Соборам.
Несмотря на то что Межсоборное присутствие называют новым органом РПЦ, его прообразом был аналогичный по функциям Высший церковный совет, созданный решением Всероссийского церковного Собора 1917–1918 годов. В работе совета также были задействованы Патриарх, архиереи, монашествующие, клирики и миряне. Этот орган просуществовал до 1924 года.
На первом заседании Межсоборного присутствия представлены результаты годичной работы различных комиссий. Проекты документов, над которыми будет работать новый орган РПЦ, уже выносились на широкое обсуждение и были рассмотрены в первом чтении 16 декабря 2010 года на заседании президиума Межсоборного присутствия. Нынешний пленум совещательного органа РПЦ одобрил сразу восемь проектов документов, которые направлены как на решение вопросов внутрицерковной жизни, так и на урегулирование отношений Церкви и общества. Среди принятых церковных «законопроектов» такие документы: «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», «Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви», «О хиротонии безбрачных лиц, не состоящих в монашестве».
Согласно первому документу, Церковь может взаимодействовать с политическими партиями и отдельными политиками через своих полномочных представителей (подробнее в «НГ» от 20.12.2010). Документ проводит грань между таким сотрудничеством и политической поддержкой в ходе предвыборных кампаний и запрещает церковным лицам баллотироваться и участвовать в предвыборной агитации. О том, по каким критериям формируется грань между сотрудничеством клириков с политиками и поддержкой последних, документ умалчивает. Проект запрещает священнослужителям «в данный исторический момент» выдвигать свои кандидатуры на выборах, но в сноске поясняется об исключении из этого правила в случаях «крайней церковной необходимости». Признаки возникновения такой необходимости также не оговорены.
Декларация об отношении РПЦ к богохульству и клевете определяет эти понятия в светском праве и приводит способы противостояния им. Одной из форм богохульства РПЦ считает клевету на Церковь. Как уточняется в документе, следует отличать клевету от критики «негативных явлений в жизни земной Церкви». Однако «общественные протесты, в том числе происходящие по причине реальных несовершенств в жизни Церкви, могут использоваться в таких случаях или как инструмент рекламной кампании, или для принятия противоречащих христианской нравственности общественно значимых решений, или для укоренения в массовом сознании антицерковных идей», – сказано в декларации. Получается так: недостатки есть, но о них надо молчать, иначе сказанное станет поводом для кампании по «укоренению антицерковных идей». Отметим, что в истории современной России уже были явлены случаи отлучения от Церкви то ли за клевету, то ли за критику церковных властей.
Все одобренные проекты документов будут представлены Священному Синоду для дальнейшего рассмотрения на Архиерейском Соборе, который открылся сегодня и завершит свою работу 4 февраля. Отдельно члены Межсоборного присутствия будут изучать многочисленные поправки к проекту документа «О принятии в лоно Церкви обращающихся из расколов», который не был рассмотрен на минувшем пленуме.
Межсоборное присутствие уже окрестили «детищем Патриарха Кирилла». Заметно, что на новую церковную организацию Предстоятель РПЦ возлагает немалые надежды. «Мне приходилось слышать, что Москва живет, мол, сама по себе, придумывает предписания и инструкции, которые регионам не приносят пользы, а только все осложняют. Епархиальные отзывы и комментарии опровергают это мнение. Присутствие позволяет включить в соборное делание всех без исключения – всех, кто живет везде даже до края земли», – сказал Патриарх Кирилл на открытии пленума. В открытом доступе публиковались проекты документов, ждущие рассмотрения Межсоборного присутствия. По сей день каждый желающий может внести свою лепту, оставив комментарий или пожелание в соответствующем блоге, однако таких откликов крайне мало. По словам самого Патриарха, за год работы комиссий Межсоборного присутствия были получены отклики от 54 епархий Церкви и примерно 500 комментариев от пользователей Сети.
Несмотря на то что совещательный орган РПЦ должен действовать как открытая площадка для обсуждения насущных вопросов церковной жизни, пока нельзя сказать о вовлеченности мирян в эту дискуссию. Тем не менее Предстоятель РПЦ задал тон Межсоборному присутствию, участники которого с воодушевлением говорят об итогах заседания и о новизне совещательного органа Церкви. По итогам первого пленума Межсоборного присутствия сложно говорить о жизнеспособности этой структуры. Однако одна из ее целей – взять на себя груз задач, решение которых возложено на Поместные и Архиерейские Соборы, – может свести к формальности деятельность последних.