Муфтий Исхаков утратил доверие властей Татарстана.
Фото с сайта www.islamnn.ru
В Татарстане сменилась религиозная власть – муфтий республики Гусман Исхаков ушел в отставку «по собственному желанию». Очередной пленум Духовного управления мусульман (ДУМ) республики принял заявление многолетнего главы местной исламской уммы. Исполняющим обязанности муфтия стал 47-летний Ильдус Фаизов, первый заместитель председателя ДУМ РТ и бывший актер Казанского драмтеатра.
«Добровольный уход» Гусмана Исхакова, в течение 12 лет занимавшего свой пост, с самого начала был поставлен под сомнение. Меньше года прошло, как муфтий был переизбран на второй срок – и тут внезапная отставка. Официальной причиной ухода 53-летнего председателя ДУМ названо «состояние здоровья», но в кулуарах Духовного управления поговаривают: муфтий оставил свою должность под давлением аппарата президента Татарстана Рустама Минниханова, а пленум Духовного управления проходил под контролем силовиков.
То, что за отставкой муфтия по крайней мере наблюдали правоохранители, подтвердил имам казанской мечети «Нурулла» Габдулла Галиуллин, бывший муфтием Татарстана в 90-е годы. Он заявил, что на пленуме присутствовали сотрудники МВД и те, «кто к религии никакого отношения не имеет». Слухи об уходе Исхакова появились за несколько дней до отставки, а после того как увольнение было официально оформлено, мусульманская умма всерьез заговорила о расколе и возможном образовании в Татарстане нескольких муфтиятов.
Дело в том, что исламские общины, находящиеся под юрисдикцией Духовного управления мусульман Татарстана, обязаны следовать ханафитскому мазхабу, традиционной для татарского народа богословско-правовой школе в исламе. Эта обязанность прописана в уставе ДУМ. В республике же, особенно в последние годы, сильные позиции стали занимать другие исламские течения, в том числе на официальном уровне отмечают рост влияния радикальных мусульман, прежде всего салафитов (ваххабитов), придерживающихся ханбалитского мазхаба.
По мнению экспертов, бывший муфтий занимал компромиссную позицию по отношению к представителям различных течений, чем вызывал серьезные нарекания и претензии как традиционалистов, так и религиозных оппозиционеров. Однако отставка муфтия также вызвала протест. Некоторые имамы были возмущены вмешательством светской власти в духовные дела, другие сетовали на то, что преемник Исхакова начнет наводить жесткий порядок, изгонять неугодных.
Гусмана Исхакова в последнее время открыто обвиняли в покровительстве ваххабитам. Экс-заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Фарид Салман утверждает, что Исхаков не препятствовал проникновению в республику радикальных мусульманских течений. За отставку Исхакова по крайней мере в течение нескольких лет выступали некоторые татарстанские имамы, а в последний год об этом стали говорить все чаще и громче. Следует отметить, что татарстанский муфтият входит в Совет муфтиев России, соперничающий с ЦДУМ.
В течение трех месяцев исполнять обязанности муфтия будет Ильдус Фаизов. Весной состоится внеочередной съезд мусульман Татарстана, который изберет нового муфтия. Кандидатуру Фаизова называют самой вероятной на утверждение в должности нового муфтия РТ.
***
Своими прогнозами по поводу кандидатуры нового муфтия Татарстана с «НГР» поделился исламовед Роман Силантьев:
«Кто станет следующим муфтием, решать будут власти Татарстана. Гусман Исхаков тоже стал муфтием по прямому лоббированию бывшего президента республики Минтимера Шаймиева. У Исхакова авторитет не был слишком высок в 1998 году, когда он в первый раз был избран на этот пост. Сейчас власти аналогичным образом назначат ему преемника.
Называются разные кандидатуры, среди которых исполняющий обязанности муфтия республики Ильдус Фаизов, ряд мухтасибов (руководителей объединения общин на уровне района. – «НГР») и даже Рафик Мухаметшин, ректор Российского исламского университета. Однако главную роль здесь сыграет не популярность этих мусульманских лидеров, а их близость к клану Шаймиева и дееспособность. Ситуация с распространением ваххабизма в республике складывается совсем скверно, и новый муфтий будет вынужден принимать самые решительные меры по сохранению традиционного для татар ислама.
Близость преемника Гусмана Исхакова к Совету муфтиев уже никакой роли не играет, поскольку Совет муфтиев потерял свой авторитет в Татарстане, чье руководство сейчас активно сближается с главой ЦДУМ Талгатом Таджуддином».
Казань