Пусть в верхах провозглашают межрелигиозное согласие, но массы верующих не всегда прислушиваются к мнению официальных лидеров.
Фото PhotoXPress.ru
Не прошло и года, как в России со скандалами захлебнулся процесс объединения мусульман под эгидой единого муфтията, а на свет появился еще один проект с амбициозными задачами. 8 ноября в Москве прошла учредительная конференция Централизованной религиозной организации Российская ассоциация исламского согласия (Всероссийский муфтият). Сокращенно – РАИС. Кроме того что это аббревиатура новой организации, слово «раис» – значимое, по-арабски – «начальник», «глава», иногда «президент». Возвысится ли РАИС над «всероссийской» уммой?
Хотя в своем меморандуме учредители Всероссийского муфтията заявляют о том, что под их управлением находятся «сотни мусульманских религиозных объединений и духовных учебных заведений, организаций социального и гуманитарно-благотворительного назначения», новое объединение собрало под своей эгидой разрозненные общины, не нашедшие себе места в составе трех уже существующих объединений – Совета муфтиев России, Центрального духовного управления мусульман и Координационного центра мусульман Северного Кавказа. О возможности такого развития событий предупреждал еще минувшей весной исламовед Роман Силантьев («НГР» от 07.04.10). Возглавил РАИС лидер Духовного управления мусульман Ставрополья Мухаммад Рахимов. Однако наиболее заметную роль в новой организации играет Пермский муфтий Мухаммедгали Хузин. По словам Хузина, в объединение вошли мусульманские организации из таких регионов России, как Ставропольский и Пермский края, Урал, Мордовия и Рязанская область. Правда, вскоре выяснилось, что от Рязани к организации присоединилась только одна община, а другие мусульманские объединения области опровергли свою причастность к РАИС.
В своих заявлениях на учредительной конференции лидеры новой организации ставят перед ней цель – «обособившись от постоянных мусульманских противостояний и нездорового соперничества», прийти к «единству мусульманской общины России». Однако дальнейшие декларации Всероссийского муфтията недвусмысленно говорят о том, что деятельность нового объединения в основном направлена против той части исламского истеблишмента, которая ассоциируется с Советом муфтиев России.
Не случайно инициативы и заявления РАИС касаются прежде всего проблем во взаимоотношениях между исламской уммой и российским обществом, обострившихся, по мнению некоторых заинтересованных лиц, с легкой руки сторонников муфтия Равиля Гайнутдина. Своеобразным прологом к объявлению об учреждении нового муфтията стала антиваххабитская конференция в Казани, где в адрес Духовного управления мусульман Татарстана (ДУМ РТ), связанного с Гайнутдином, прозвучали тяжкие обвинения в пособничестве религиозным экстремистам. Автором этих обличений стал Фарид Салман Хайдаров, в прошлом лидер мусульманских общин Татарстана и Ямало-Ненецкого АО, сейчас он выступает как один из идеологов РАИС. «ДУМ РТ реально является духовным управлением ваххабитов, – подтвердил «НГР» свою позицию Фарид Салман. – Гусман Исхаков (муфтий Татарстана. – «НГР») никогда не скрывал своих идеологических воззрений. Чего стоят его слова, произнесенные на Форуме татарских религиозных деятелей, прошедшем в сентябре этого года в Казани, о трудоустройстве готовящихся к возвращению новой партии имамов, отучившихся в саудовских учебных центрах!» В подтверждение своих слов Фарид Салман упомянул, что на открытии казанской мечети Кул-Шариф в 2005 году совершался «ваххабитский намаз». «Это обрядовая молитва, совершенная по канонам, определенным в соответствии с установками, которые доходчиво изложены в ваххабитском труде аль-Альбани о молитве Пророка и которые не имеют ничего общего с тем, что принято в ритуальном обряде мусульман-татар, совершающих намаз согласно заповедям имама Абу Ханифы», – пояснил мусульманский деятель.
Незадолго до казанской конференции в татарстанском селе Новое Альметьево прошла спецоперация силовиков по ликвидации банды исламских экстремистов, занимавшейся покушениями на сотрудников правоохранительных органов. Эта история произвела большое впечатление на жителей республики. Оказалось, что на интернет-форумах звучали слова поддержки в адрес бандитов от представителей мусульманской молодежи. Говорилось, что ОМОН и ФСБ «воюют с мусульманами». Эксперты сравнивали эти высказывания с проявлениями симпатии русских блогеров по отношению к «приморским партизанам», которые минувшим летом также с оружием в руках выступили против законной власти на Дальнем Востоке. Альметьевские бандиты оказались воспитанниками одного из республиканских медресе.
Еще одна важнейшая цель, которую поставил перед собой РАИС, – устраивающее все стороны разрешение ситуации со строительством мечетей в городах «с преимущественно православным населением», прежде всего в Москве. На учредительной конференции Всероссийского муфтията было принято специальное заявление на эту тему. В основном тезисы этого документа повторяют обвинения в адрес Совета муфтиев России, звучавшие на протяжении последних месяцев в СМИ. Авторы заявления обращаются к столичным властям с просьбой «дать возможность строить в Москве мечети всем мусульманским центрам, в первую очередь Центральному духовному управлению мусульман России и Координационному центру мусульман Северного Кавказа». «Эти уважаемые мусульманские организации уже много лет противостоят проникновению в Россию радикальных течений и вполне заслужили право получить полноценные мечети в столице нашей Родины. Мы уверены, что их храмы станут местами молитвы, а не подготовки экстремистов и террористов, и будут построены без скандалов», – говорится в заявлении.
Таким образом, мы наблюдаем, с одной стороны, противостояние «Ассоциации мусульманского согласия» с Советом муфтиев, а с другой стороны – неприкрытое лоббирование интересов двух других исламских объединений России, давно конкурирующих с СМР.
Поэтому уже сейчас в исламской среде звучат предположения о несамостоятельности нового объединения, о том, что это очередной хитроумный ход в длящемся уже годами противостоянии российских муфтиев.
Обращает на себя внимание и готовность РАИС к сотрудничеству с «братской Русской Православной Церковью». Идеалом межрелигиозных отношений новая организация видит старые, дореволюционные порядки, когда мусульмане находились под покровительством господствующей Православной Церкви. Лидеры Всероссийского муфтията призывают власти способствовать созданию единой, «казенной» по своей сути исламской организации, что облегчит управление многомиллионной общиной российских мусульман. Представляется сомнительным, что покровительство православного «старшего брата» придаст «муфтияту всея Руси» дополнительный вес и авторитет в глазах мусульманских масс, исполненных чувства собственного достоинства и ощущения возрастающего могущества мирового исламского сообщества.
Роман Силантьев заявил нашему изданию, что у Минюста не будет оснований для отказа в регистрации новой организации. Но поможет ли новый муфтият государству по сути решить проблемы межрелигиозных и межэтнических противоречий? РАИС заявил о своей готовности во всероссийском масштабе противостоять радикализму и экстремизму. Искушение для власти воспользоваться помощью умеренных сил из среды самих мусульман весьма велико.
Однако... Кондопога, многотысячные скопления верующих на праздновании Ураза-байрама и Курбан-байрама в центре Москвы, «альметьевские партизаны», кровожадная толпа футбольных болельщиков на Манежной площади, избивающая и даже убивающая иноверцев. Жизнь показала, что в подобных ситуациях на религиозные организации, пусть даже сверхцентрализованные и сверхлояльные, надежда мала. Увещания духовных лидеров не действуют на разгоряченную многотысячную толпу. Тем более «меморандумы» и «заявления». Раз за разом мы убеждаемся в том, что роль социального регулятора может брать на себя только сильное, уверенное в себе государство. Передавая часть политических и общественных функций религиозным организациям, власть уподобляется педагогу, который в борьбе со смутьянами и возмутителями школьного спокойствия надеется на авторитет благоразумного старосты класса.