Калининградцы: храмы должны принадлежать государству.
Фото c сайта www.ostpreussen.de
Еще не успел вступить в силу принятый Госдумой 19 ноября и одобренный 24 ноября Советом Федерации закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения», как в самом западном регионе России разгорелся спор между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Римско-Католической Церковью (РКЦ) в России. Вопрос о том, кто может претендовать на католические и протестантские храмы в регионе, вышел за рамки межконфессиональных отношений.
Основным центром разногласий стал католический храм Святого Семейства, недавно переданный государством РПЦ в числе семи прочих «объектов религиозного назначения». Этот храм, построенный в 1904–1907 годах по проекту немецкого архитектора Фридриха Хайтманна, с 1980 года занимает Калининградская областная филармония. Католическая община около 20 лет ходатайствует о возврате здания, но безуспешно. Храм Святого Семейства – далеко не единственная церковь в регионе, которую РКЦ хочет вернуть в собственность. Помимо этого храма в Калининграде находятся еще две бывшие католические церкви: Святого Адальберта и Святого Иосифа. Сейчас в первом храме располагается Институт земного магнетизма, ионосферы и распространения радиоволн, второй храм перестроен в жилой дом. Приход Святого Семейства размещается во временной деревянной часовне, привезенной из Германии и установленной на средства прихожан. По данным Католической архиепархии Божией Матери в Москве, всего в Калининградской области насчитывается 18 приходов и 10 пастырских пунктов, на которые приходится три храма, один приходской дом и шесть часовен, расположенных в разных населенных пунктах области.
Согласно новому закону, все церкви, национализированные в советский период, должны быть переданы религиозным общинам, которые исторически владели этими зданиями. Однако если протестанты не претендуют ни на один храм в Калининграде и области, Католическая Церковь объявила себя законным правопреемником бывших кенигсбергских приходов. Последнее вызывает многочисленные споры, поскольку права на католические храмы в таком случае может предъявить лишь Католическая Церковь Германии. Но в отличие от протестантских Церквей РКЦ имеет централизованную структуру и наднациональный характер: с церковной точки зрения в какой бы стране ни находились католические храмы, все они принадлежат одной Церкви.
Однако в Калининградской области храмы, бывшие до Второй мировой войны протестантскими и католическими, передаются РПЦ, которой до 1945 года не принадлежало практически ни одного здания на территории бывшей Восточной Пруссии. Первый православный приход на территории нынешней Калининградской области был официально зарегистрирован лишь в 1985 году.
В то же время православие в Калининградской области – самая распространенная христианская конфессия на сегодняшний день. Как отметил «НГР» председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда, решение, которое принято властью, логично, поскольку в Калининградской области нет ни достаточного количества протестантских, ни католических общин, которые могли бы использовать религиозное имущество по назначению. В свою очередь, «экономическая подоплека закона заключается в том, что государство отдает недвижимость, которая государству не нужна для реализации государственных функций», – отметил Легойда.
Заместитель директора Центра политических технологий Алексей Макаркин в беседе с корреспондентом «НГР» предложил такой вариант: передать католические и протестантские храмы РПЦ, которая впоследствии как собственник путем добровольной передачи вернет эти храмы другим конфессиям. Скажем от себя: свежо предание, да верится с трудом!
Бывший храм Святого Семейства почти не изменился с довоенных времен. Иллюстрация с сайта www.bildarchiv-ostpreussen.de |
Кажется, все религиозные организации России одобряют принятый закон о передаче государством национализированных некогда храмов. Однако «то, что однозначно представляется законным с точки зрения судопроизводства и юридического процесса, вещь не совсем жизнеспособная, тем более что Калининградский край – Восточная Пруссия – это политически очень сложное образование», ≈ отметил «НГР» эксперт Центра изучения религий РГГУ Алексей Юдин.
Некоторое время назад в этом регионе стала наблюдаться тенденция к реконструкции довоенной, германской, истории. Постепенное отчуждение бывшего Кенигсберга в пользу Европы, начиная с возрождения немецкого колорита в городе, дало властям толчок к «русификации» этого региона. Кто, как не Русская Церковь, тесно связавшая себя с государством, могла начать противостояние германизации российского анклава? Общины протестантов и католиков на бывших землях Восточной Пруссии поневоле воспринимаются интегральной частью процесса дерусификации. Как отметил Алексей Макаркин, «если храмы будут переданы историческим конфессиям, это может быть опасно для влияния России в Калининградской области. Хотя Германия не предъявляет требований к России, есть опасения, что она когда-нибудь их предъявит».
Решение властей передать бывшие протестантские и католические храмы Московскому Патриархату вызвало протест местных жителей, которые несколько раз проводили пикеты. Впрочем, эти же жители против возвращения зданий их историческим владельцам. Лучшее решение вопроса, по мнению калининградской общественности, – оставить «объекты религиозного назначения» в собственности и на попечении государства. Однако формула «русский – значит православный» прочно вошла в систему политических координат российской власти.