Ислам в Таджикистане теперь существует только в рамках национальных интересов.
Фото Reuters
Правительство Таджикистана, похоже, намерено окончательно ликвидировать последствия гражданской войны первой половины 90-х годов. Тогда национального примирения удалось добиться путем консенсуса властей и исламистской оппозиции, допустить религиозные партии до участия в парламентской деятельности и даже в коалиционных правительствах.
Наследие того компромисса – существование в наши дни Исламской партии возрождения Таджикистана, единственной в Средней Азии политической партии на религиозной платформе. До сих пор это воспринималось как проявление слабости таджикского государства, окруженного авторитарными режимами, круто расправляющимися с любыми проявлениями политического исламизма.
Сейчас существование Исламской партии возрождения Таджикистана под угрозой. Министерство юстиции республики грозит ликвидацией политической организации, рост влияния которой в стране отмечают многие наблюдатели. Поводом для ультиматума властей стала действующая мечеть при офисе партии в Душанбе. Согласно новому закону «О свободе совести и религиозных объединениях» Таджикистана, запрещено совершать богослужения в офисах организаций, в государственных учреждениях и общественных местах – везде, кроме частных жилищ и официально зарегистрированных мечетей.
Однако лидер Исламской партии возрождения Таджикистана Мухиддин Кабири запрет партийной мечети оценил в комментарии «НГР» как часть «политики, которая последний год проводится властями страны». «Правящий режим рассматривает оппозицию не как политических конкурентов, а как противника, угрожающего безопасности государства. Отношения государства и религиозных объединений сегодня в Таджикистане переживают не лучшие времена», – подытожил Кабири. Политик сообщил нашему изданию, что его партия собирается обратиться в судебные органы и требовать пересмотра требований Министерства юстиции республики.
Определенную логику в действиях властей Таджикистана видит и российский исламовед Роман Силантьев. «Практически во всех странах ужесточается политика по отношению к исламу, – пояснил нашему изданию Силантьев. – Где-то это видно невооруженным глазом, где-то заметно только специалистам по неким косвенным признакам: запретили какую-то книгу, закрыли мусульманскую организацию. Таджикистан сразу весь комплекс мер воплотил в жизнь и действительно ужесточил контроль над религиозной сферой. Таджикистан, особенно сильно пострадавший от исламских экстремистов в годы гражданской войны, крайне заинтересован в том, чтобы противостояние не повторилось. На самом деле в Узбекистане еще более жесткая политика, так же как и в Азербайджане и Казахстане, в Туркменистане была особая система, которая не допускала никакого инакомыслия. Только в Киргизии либеральное отношение к исламу», – подвел итог исламовед.
Ситуация с Исламской партией происходит на более широком фоне противодействия властей Таджикистана растущей исламизации общества и прежде всего его наиболее активной части – молодежи. «Религиозная идентичность таджиков высока», – предупреждает лидер Исламской партии Мухиддин Кабири.
Если оппозиционный политик видит в этом перспективу для своей партии, то власти – угрозу безопасности. На минувшей неделе на севере республики были задержаны 12 активистов запрещенной экстремистской партии «Хизб ут-Тахрир», сообщило в понедельник Управление внутренних дел Согдийской области. Противодействие исламизму оказывают не только силовые ведомства. Борьба ведется и на «идеологическом фронте». Помощь в этом Минюсту и недавно созданному Комитету по делам религий оказывает официальная мусульманская организация – Совет улемов Исламского центра Таджикистана во главе с Саимукаррамом Абдукодирзода, избранным на пост председателя 12 октября с.г.
1 сентября президент Таджикистана Эмомали Рахмон, выступая на открытом «Уроке знаний» в Национальном университете, заявил, что «в последнее время учащаются попытки влияния на сознание молодых людей со стороны различных движений и организаций экстремистского толка. Они проводят среди студентов пропаганду своих идей и стараются склонить на свою сторону малоопытную и политически несознательную часть молодежи». Отметив, что на улицах столицы он часто видит «девушек и женщин, которые ходят в религиозных платках, копируют стиль одежды других стран», президент призвал их ориентироваться «на таджикский стиль одежды».
Уже в середине сентября начали поступать сообщения о том, что в вузах Таджикистана появился негласный запрет на ношение хиджабов. Утверждалось даже, что министр образования Абдуджаббор Рахмонов на открытии лицея при Национальном университете заявил: «Выгоните родителей, которые в хиджабе! Их детей тоже! Пусть ваших детей учат муллы, которые приказали вам носить хиджаб. Почему вы не соблюдаете наши законы, но своих детей приводите к нам? Отправляйте тогда их в Иран!» В конце месяца президента поддержал Совет улемов Исламского центра Таджикистана. «Мы выступаем против ношения религиозной одежды, свойственной другим исламским странам – арабским, Ирану или Турции» – так изложил рекомендации Совета улемов настоятелям мечетей глава отдела фетв организации Кобилджон Боев.
Недавно специальной фетвой Совет улемов Исламского центра Таджикистана постановил, что посещать мечеть – не женское дело. Фото Reuters |
«Среди молодых явно наблюдается неофитский синдром. Происходит переоценка ценностей. Кто сегодня носит хиджабы? Их надевают те же самые девушки, которые еще три года назад были приверженцами европейского стиля в одежде», – отметила в эфире «Немецкой волны» профессор Российско-таджикского славянского университета Зарина Диноршоева.
Еще в августе президент Эмомали Рахмон в ходе поездки на юг страны призвал родителей вернуть домой своих детей, проходящих обучение в религиозных образовательных заведениях стран Ближнего Востока. По мнению таджикистанского лидера, «большинство из них не учатся на мулл, а становятся террористами и экстремистами». «Необходимо их всех вернуть, иначе они все станут предателями и изменниками родины», – сказал президент. Наказ президента отчасти выполнен. Глава департамента информации МИД Таджикистана Давлат Назриев сообщил 23 ноября, что за два месяца в республику возвращены более тысячи студентов, обучавшихся в Иране, Пакистане и Египте. По словам чиновника, за рубежом остаются еще несколько сот молодых людей.
Возможно, оценивая масштабы проникновения ислама в среду таджикской молодежи, власти республики вспомнили, что студенты тегеранских вузов стали ударной силой для исламской революции 1979 года в Иране. Продолжая исторические параллели, россиянам стоит в связи с этим обратить внимание на возможный экспорт исламской идеологии, который может затронуть и нашу страну.
«Зачастую ужесточение борьбы с экстремистами приводит к выдавливанию их в Россию, – отметил в интервью «НГР» Роман Силантьев. – Отмечено немало случаев, когда выходцы из Таджикистана и Узбекистана становились имамами российских мечетей, а потом их депортировали или заключали под стражу за связь с экстремистскими организациями». В качестве примера Силантьев поведал историю одного такого мигранта по имени Аббос Мирахмедов, который стал имамом пермской соборной мечети, а в ноябре 2005 года был задержан в Таджикистане по обвинению в участии в террористической организации. Исламовед также сообщил, что среди имамов в структурах Духовного управления мусульман Азиатской части России высок процент выходцев из Таджикистана. «К сожалению, иногда на духовные должности в исламских организациях России привлекаются люди, которые имели на родине проблемы с законом и преследовались за экстремизм», – заключил эксперт.
Согласно действующему законодательству, Минюст России не контролирует кадровую политику духовных управлений мусульман. О неблагонадежности того или иного приезжего религиозного деятеля можно судить только в том случае, если на родине он объявлен в международный розыск. Теперь уже Россия вынуждена присматриваться к опыту Таджикистана и его «импортозамещающим» инновациям в религиозной сфере.