В Чеченской Республике почти все пятиклассники выбрали уроки исламской культуры.
Фото РИА Новости
Недавно Общественный совет при Министерстве образования и науки России обсудил промежуточные итоги апробации нового школьного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ). На заседании помимо критики в адрес подготовленных учебников и книги для учителя было высказано мнение о том, что курс должен иметь «синтетический характер» и отражать разнообразие религиозных культур. Члены совета обратили внимание на то, что в некоторых регионах страны практически все дети выбрали для изучения только одну религиозную традицию или преимущественно одну (ислам или православие). Эксперты выразили обеспокоенность, что одна из задач курса ОРКСЭ, а именно – выработка у школьников готовности к диалогу с представителями других культур и мировоззрений – может быть не выполнена, и «вырастет поколение детей, которое не будет знать основ других религий».
Такая постановка вопроса вновь возвращает нас к обсуждению необходимости общего курса о религии для всех школьников. Мне уже не раз приходилось писать о том, что знания по истории мировых религий или по крайней мере представления о разнообразии религиозной культуры России могут способствовать взаимопониманию, формированию социальной сплоченности, а также профилактике религиозных и межнациональных конфликтов, борьбе с ксенофобией. Эта дисциплина может преподаваться в старших классах в качестве необходимого элемента (модуля) в рамках разных общеобразовательных предметов – истории, обществознания, литературы, географии или в качестве самостоятельного предмета. Преподавание общего курса по истории религий не противоречит идее комплексного модульного курса ОРКСЭ, наоборот: методически он будет способствовать углублению и расширению тех знаний, которые получены ребенком еще в начальной школе, что вполне соответствует концентрическому принципу преподавания школьных предметов.
Еще в середине XIX века представителям различных направлений христианской теологии стало ясно, что история религий снимает присущее той или иной конфессиональной теологии пренебрежение знаниями о других религиях, так как она изучает религии всего человечества в целом, преодолевая резкое разграничение естественных религий и религий Откровения, интегрируя исследование библейских религий в круг остальных мировых духовных традиций. История религий, использующая методы феноменологического описания, рассматривается представителями разных общин (не говоря уже о светских исследователях) как наиболее приемлемая форма изучения религии, прежде всего в силу того, что не сводит религию к чему-либо вне религии (например, к обществу или к сознанию). Именно история религий становится основанием для межкультурного диалога, показывая общий вектор развития духовного поиска людей разных культур. У нас в стране есть прекрасные специалисты в этой области, которыми написаны замечательные научные труды и, что очень важно, не только вузовские, но и школьные учебники.
Для того чтобы качественно преподавать историю мировых религий, как, впрочем, и курс «Основы религиозных культур и светской этики», для того чтобы писать хорошие и интересные учебники именно для школьников, надо владеть глубокими знаниями по содержанию дисциплины и методиками обучения. Этому нужно учиться, и поэтому, если мы хотим, чтобы в школах страны можно было развернуть преподавание и курса ОРКСЭ, и истории религий, то нужно готовить молодых учителей в педагогических университетах, читая им соответствующие курсы. К сожалению, в вузах, в том числе и в педагогических, часы на преподавание религиоведения или истории религий сокращаются или упраздняются вообще из учебных планов. Это не может не вызывать беспокойства, потому что даже на самых лучших краткосрочных курсах повышения квалификации профессионалов подготовить невозможно.