0
1609
Газета События Интернет-версия

20.10.2010 00:00:00

Рецепт сПАСЕния

Тэги: пасе, мусульмане, европа


пасе, мусульмане, европа Обсуждение темы экстремизма не вызвало жарких дебатов на сессии ПАСЕ.
Фото Reuters

Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) подавляющим большинством голосов приняла 5 октября резолюцию «Борьба с экстремизмом: достижения, недостатки и провалы», одной из центральных тем которой стала угроза исламского фундаментализма.

Это обстоятельство, к слову, вызвало недовольство турецкого делегата Бирген Келеш, которая заметила, что, наряду с исламизмом автор проекта резолюции испанец Педро Аграмунт не упоминает другие разновидности религиозного экстремизма. По образному выражению Келеш, тем самым ислам «стигматизируется как религия».

По большому счету, это было единственное серьезное замечание к проекту резолюции, высказанное в ходе продолжительной, но довольно скучной (судя по стенограмме) дискуссии. Сама Бирген Келеш, кстати, голосовала за принятие документа.

Проект резолюции, подготовленный Педро Аграмунтом, собрал лишь шесть голосов «против»: документ не одобрили швед Морган Юханссон, грек Димитриос Пападимулис, чешка Яна Фишерова, итальянец Джакомо Стукки, а также швейцарцы Андре Буньон и Феликс Мюри. При этом никто из них не пожелал участвовать в дебатах и прояснить свою позицию.

Кажется очевидным лишь то, что Стукки, Буньон и Мюри следовали линии своих политических организаций – итальянской Лиги Севера и Швейцарской народной партии (ШНП). Обе партии выступают за жесткие меры в отношении иммигрантов. Аграмунт в свою очреедь предложил создавать в рамках политических партий и парламентов специальные комиссии по этике, карающие за расистские высказывания.

В резолюции ПАСЕ иммиграция – и иммиграция мусульман в Европу в частности – не рассматривается как корень всех зол. Шведский социалист Бьорн фон Зюдов, глава комиссии ПАСЕ по политическим вопросам, в ходе дискуссии заявил, что клеймить иммиграцию крайне опасно: мусульмане, легально пребывающие в той или иной европейской стране, чувствуют себя чужаками, и провокаторам легко использовать их для создания негативного образа ислама.

Для большинства делегатов ПАСЕ, принявших «антиэкстремистский» документ, массовая иммиграция мусульман в Европу – просто факт, который остается лишь констатировать. Люди любого вероисповедания могут законно переезжать в любую европейскую страну. Нужно лишь снизить конфликтогенность самих миграционных процессов за счет прозрачности и четкости норм, регулирующих эти процессы. «Политики должны стараться предельно четко разъяснять потенциально спорные решения, чтобы донести их смысл до самой широкой аудитории, избежав при этом неверных истолкований со стороны некоторых сегментов общества и ослабив воздействие политических манипуляций», – говорится в меморандуме к проекту резолюции.

Молодые мусульмане в Европе могут радикализироваться из-за произвольности применения к ним законов, полагают Педро Аграмунт и его коллеги. Они выделяют и другой фактор: мусульмане становятся экстремистами из-за чувства несправедливости. У молодых мусульман нет доступа к качественному образованию, им сложно устроиться на достойную работу, они воспринимаются как социальные маргиналы, подвергаются расистским оскорблениям. При этом в отличие от европейской молодежи, у мусульман практически нет возможности выразить свое недовольство через обычные демократические институты.

Дилемма «что первично – исламофобия или исламский экстремизм» в документе ПАСЕ разрешается «в пользу» исламофобии: экстремизм является ее следствием, зато причины самой исламофобии, как разновидности расизма, в резолюции не освещаются. Стоит сказать, что правым радикалам в резолюции ПАСЕ досталось не меньше, чем исламистам.

Впрочем, австрийский делегат Альбрехт Конечны в ходе дискуссии несколько сместил акценты, отметив, что исламские фундаменталисты играют на руку тем, кто «хочет заставить граждан жить в страхе и принять законы, запрещающие ношение той или иной одежды или строительство мечетей».

Перед европейскими правительствами стоят две важнейшие задачи, отмечается в меморандуме к проекту резолюции. Первая задача – научиться противостоять исламскому фундаментализму как политической идеологии без стигматизации ислама как религии. Исламизм, считает Педро Аграмунт, является «экстремистской идеологией, преследующей политические цели, пропагандирующей модель общества, несовместимую с правами человека и стандартами демократии, и – в своих наихудших формах – призывающей использовать насилие для решения своих задач».

Вторая задача – вступить с мусульманами в открытый и честный диалог, конечной целью которого должно стать «примирение» некоторых аспектов исламской религии и культуры с фундаментальными европейскими ценностями, такими как светский характер государства и равноправие полов.

Участники заседания Ассамблеи, на котором обсуждалась «антиэкстремистская» резолюция, были практически единодушны в том, что спецслужбам и полиции, ведущим борьбу с экстремизмом, не стоит облегчать жизнь, наделяя экстраординарными полномочиями в ущерб демократическим нормам и правам граждан.

Педро Аграмунт выступает за недвусмысленность норм. Тем не менее подготовленная им резолюция допускает определенную широту интерпретаций. Не случайно, что в ее поддержку высказались как противники, так и сторонники запрета на ношение паранджи.

Продолжение темы


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2093
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1347
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1003
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1313

Другие новости