Русская Православная Церковь проводит 11-12 октября семинар, посвященный «этическим основам банковской деятельности». На семинар, по информации «НГР», прибудут главы Pirelli и UBI Banca, а также, как сообщил «Интерфакс», «ведущие ватиканские банкиры». Впрочем, Институту религиозных дел (официальное название Банка Ватикана) сейчас, похоже, не до обмена опытом.
Президент ИРД Этторе Готти Тедески и исполнительный директор банка Паоло Чиприани находятся под следствием: их подозревают в отмывании денег, и в конце сентября оба они побывали на допросе в римской прокуратуре. Решением прокуратуры было заморожено 30 млн. долл. на счете ИРД в итальянском банке Credito Artigiano. Повод – Банк Ватикана намеревался перевести эти средства, не указав в соответствии с требованиями Евросоюза ни адресатов переводов, ни их цели.
В Банке Ватикана заявляют, что произошла ошибка, недоразумение. По словам Готти Тедески, ИРД собирался инвестировать деньги в немецкий рынок облигаций и переводил 26 млн. на свой счет во франкфуртском банке JP Morgan и 4 млн. – на счет в итальянском Banca del Fucino. Запрос на перевод в Credito Artigiano Банк Ватикана подал 6 сентября. 9 сентября Банк Италии направил итальянским кредиторам письма с просьбой информировать обо всех подозрительных переводах ИРД. 16 сентября руководство Credito Artigiano сообщило Банку Италии о 30 ватиканских миллионах.
У Готти Тедески хорошее реноме в банковских кругах, и президентом ИРД, по мнению ватиканистов, он был назначен как раз для того, чтобы отмыть репутацию банка после скандалов 80–90-х. Сейчас Тедески регулярно контактирует с Организацией экономического сотрудничества и развития и пытается добиться включения Ватикана в белый список стран, борющихся с отмыванием денег. Впрочем, по словам директора Центра налоговой политики и администрирования ОЭСР Джеффри Оуэнса, до сих пор ИРД не делал реальных шагов в сторону открытости.
Аналитики и журналисты, комментирующие случай с 30 ватиканскими миллионами в прессе, в общем, склонны думать, что в действиях ИРД не было злонамеренности. По их мнению, Ватикан в плане ментальности остается государством XIX века, закрытой монархией, не готовой действовать в соответствии с современными европейскими нормами. Некоторые денежные переводы кажутся подозрительными из-за нежелания Ватикана делиться той или иной информацией.
«Возможно, в ИРД рассчитывали на то, что Credito Artigiano им поможет», – полагает ватиканист из итальянского издания Panorama Игнасио Инграо. Джованни Де Чензи, директор компании Credito Valtelinesse, владеющей контрольным пакетом акций Credito Artigiano, по совместительству входит в наблюдательный совет при ИРД. Тем не менее «помочь» Банку Ватикана Де Чензи по какой-то причине не захотел.
В ватиканских кругах ходят слухи, что скандал вокруг ИРД «политически инспирирован». Якобы за ним стоят политики, близкие к Сильвио Берлускони, недовольные тем, что Святой Престол и Конференция католических епископов Италии в последнее время не оказывают премьеру поддержки, а то и вовсе критикуют его деятельность и стиль жизни.
Наконец, автор книги о ИРД «ООО Ватикан» журналист Джанлуиджи Нуцци считает, что далеко не все в ватиканских банковских структурах заинтересованы в том, чтобы возглавляемая Готти Тедески структура становилась прозрачной. То есть репутация Банка Ватикана оказывается заложницей внутренних интриг.
Папа Римский Бенедикт XVI, как пишут итальянские СМИ, выразил доверие руководству ИРД. Однако для Банка Италии, римской прокуратуры и уж тем более ОЭСР поручительство Понтифика вряд ли окажется весомым.