На официальном сайте архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана (Елецких) 22 сентября было опубликовано резонансное заявление. Пожалуй, впервые в истории Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) ее архиерей открыто предложил задуматься о моральной ответственности и о возможности принести покаяние за массовый геноцид евреев Украины времен гетмана Богдана Хмельницкого.
«Освободительная всенародная война против многовекового польского экономического, национального и религиозного гнета, увы, сопровождалась, как полагают некоторые исследователи, изощренным пролитием крови сотен тысяч евреев: стариков, отцов, матерей, младенцев и детей. Жить дозволялось только «выкрестам» – иудеям, принявшим под угрозой смерти православие┘ По-нынешнему это деяние могло бы подпасть под действие криминальной статьи о преступлениях против человечности или статьи о массовых военных преступлениях против мирного населения по этническо-религиозному признаку. Если это имело место, то пусть память о невинных жертвах пребудет в вечной памяти Божией!.. И нам, потомкам и наследникам украинских казаков, пришла, видимо, пора заглянуть в прошлое и исследовать его – пора вскрыть гнойники антисемитизма и этношовинизма в своей далекой тяжкой истории и, если потребуется, пора просить прощения за геноцид перед потомками тех, кто был незаконно лишен жизни на нашей украинской земле за еврейскую или иную национальность и религию, – просить прощения для нашего же очищения, дабы подобное никогда больше не повторилось», – заявил архиепископ Ионафан.
Данная позиция, мягко говоря, сильно контрастирует если не с доминирующими, то весьма влиятельными настроениями в юго-западных епархиях православных Церквей. Достаточно вспомнить нашумевшую антисемитскую акцию 13 декабря в Кишиневе, когда около сотни ультраправославных прихожан храма Блаженной старицы Матроны перевернули и разбили праздничную ханукию – иудейский ритуальный светильник, установленный в центре города с разрешения властей. Да и в самой Украине празднование Рош А-Шона евреями-хасидами в Умани регулярно знаменуется массовыми стычками с мирным населением, апофеозом которых стало убийство хасида 26 сентября с.г.
Приблизительно в то же время под Киевом национал-патриотические политики и деятели культуры проводили фестиваль «Гайдамак.ua», на котором, по данным представителей Партии регионов, исполнялись песни весьма провокационного, в том числе антисемитского, содержания. Правда, организаторы фестиваля эти факты категорически отрицают – но уже название акции само по себе ассоциируется с восстанием гайдамаков 1768 года, ознаменовавшимся массовой резней евреев в Умани и других городах Правобережной Украины.
Впрочем, антисемитские настроения в Украине и Молдове давно являются секретом Полишинеля. В новейшей истории Украины еврейский фактор широко используется в политической борьбе – в основном для черного пиара против конкурентов.
Куда более интересным является поиск ответа на вопрос: какие цели преследовал архиепископ Ионафан, делая свое неожиданное заявление? Показать Западу наличие политкорректной культуры в автокефалистских кругах УПЦ МП? Или, наоборот, скомпрометировать перед Западом собственных национал-патриотов, для которых память о всех без исключения деяниях их предков-казаков является священной и достойной подражания?
Если обратиться к биографии архиепископа, более вероятной представляется вторая версия. Всю свою жизнь архиерей боролся за сохранение связей украинского православия с Москвой. Он даже был за это лишен сана тогда еще экзархом Украины митрополитом Филаретом (Денисенко). Сан опальному епископу был возвращен лишь после низвержения подавшегося в раскол Филарета, провозгласившего себя Киевским Патриархом. Да и в последующие годы архиепископ Ионафан испытал немало невзгод за свои убеждения. Сначала его в 2000 году сместили с влиятельного поста управляющего делами Киевской митрополии. А в 2006 году за протесты против церковной политики президента Виктора Ющенко перевели из миллионной Херсонщины возглавлять Тульчинскую епархию, центр которой представляет собой маленький город с населением в 16 тыс. человек.
Представляется, что своим заявлением архиепископ Ионафан заявляет претензии на лидерство в ранее почти незаметном лагере «просвещенных москвофилов». Так уж повелось в УПЦ МП, что ныне почти все ее «либералы» в той или иной мере привержены идее автокефалии. Зато сторонники союза с Москвой, олицетворяемые фигурой митрополита Одесского Агафангела (Саввина), опираются на силы вроде Союза православных граждан, имеющего, напряженные отношения с иноверцами.
Однако ни та, ни другая идеология не могут удовлетворить правящую в Украине Партию регионов, как заботящуюся о хорошем имидже в глазах Запада, так и стремящуюся к более тесным и дружеским отношениям с Москвой, в том числе и в церковной политике. Выступление православного архиепископа, ранее известного как «ярый москвофил» и одновременно «либерал», заполняет этот идейный вакуум. Новый проект может быть скоро востребован высшим руководством Украины и Церковью – как и сам архиепископ Ионафан, для которого Тульчинская епархия давно стала слишком тесной.
Киев