0
1237
Газета События Интернет-версия

01.09.2010 00:00:00

Два барана на мосту

Владимир Можегов

Об авторе: Владимир Ильич Можегов - публицист.

Тэги: церковь, история, споры


Уровень истерики вокруг частных высказываний частного человека кажется уже неприлично завышенным. Православные деятели и публицисты с такой радостью бросились смаковать слова Владимира Познера, будто их только и ждали. Видимо, такому воодушевлению способствовал успех суда над кураторами «Запретного искусства». Налицо жажда закрепить этот успех и доказать (не в последнюю очередь самим себе) верность избранного воинствующего курса.

С другой стороны, эта история как нельзя лучше демонстрирует ту чрезмерную агрессивность, в которой Познер и обвиняет православную общественность. Не зря святые отцы советуют прислушиваться к обвинениям врагов. Так же и в истории с «Запретным искусством» самым христианским по духу оказалось замечание одного из художников: «Христиане должны сидеть, а не сажать».

Другой тревожный момент – еще раз очевидно проявилось, что наше общество расколото пополам. Можно вспомнить скандал вокруг крайне агрессивного фильма архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» и другие примеры. Столь горячие баталии наших западников и славянофилов уже однажды привели нас к революционной катастрофе. Если ситуация будет развиваться так и дальше, подобного результата можно достичь даже ранее столетнего юбилея октября 1917 года.

Удручает и уровень спора, напоминающего разговоры глухого со слепым: «тоталитаризм это плохо» – утверждают одни, «духовность это хорошо» – отвечают другие. Одни вовсе не верят в идеалы, другим сияние идеала полностью затмевает реальность. Налицо неизбежная для всякой идеологии узость горизонта. Правда же в том, что историческая реальность действительно груба и жестока. И все же движут историей именно идеалы.

Когда Познер говорит, что принятие православия стало трагедией и тяжкой ношей для Руси, он, в сущности, прав. Эта мысль лишь не додумана до конца. Земная жизнь Христа тоже ведь оказалась трагедией и тяжкой ношей – разве это умалило подвиг Спасителя?

Когда Пушкин, принимая все горестные заметы Чаадаева, возражает ему, открывая иные исторические перспективы и утверждая, что не согласился бы променять историю России «какую Бог нам дал» на любую иную, – в нем говорит мудрость, превосходящая Чаадаева и Хомякова. Те (как и сегодняшние спорщики) были обычными людьми с обычным человеческим кругозором. Пушкин был гением и мудрецом, видящим и дальше, и глубже. И в той перспективе византийская и отечественная истории – какими бы мрачными они ни были – находили свое разрешение. Сам Пушкин (которого Иван Ильин не зря назвал «солнечным центром русской истории») и был одним из таких разрешений. Вспомним здесь и «Троицу» Рублева, по праву венчающую европейское Возрождение. Но сама «Троица» (и это прекрасно показано в конгениальном фильме Тарковского) могла быть рождена лишь в этом «адском тигле», под чудовищным, невиданным в Европе давлением московщины и татарщины (вернее, из духовного сопротивления ему).

История нашей Церкви действительно грустна. Находясь под страшным давлением государства, Православная Церковь в России не сумела развить этическую и социальную сферы. Выпустив из виду человека-Христа, она вместо того обожествила власть царя. Она потерпела полное фиаско в деле воспитания народа (что в полной мере показала революция). Но в единственно доступной себе аскетической сфере она достигла великих результатов. Увы, лишь в единичных примерах. Но это только нашему телевидению кажется, что миром правит рейтинг. Историей движут единицы. Наша история – это Иван Грозный и Сергий Радонежский, Андрей Рублев и Александр Пушкин, Владимир Ленин и Юрий Гагарин – личности, во многом завершающие европейскую мысль. Самая высокая звезда видна из самой глубины колодца. Такой оказалась и судьба России – являть последние бездны и вершины мировой истории, стать неким простым и ясным зеркалом, в котором отразятся ее глубочайшие грехи и высочайшие идеалы.

Этого, увы, не способны понять ни наши церковники, ни наши либералы. И это оставалось бы их частной проблемой, если бы под напором их упрямства не трещали ребра страны. Если бы не неудачный опыт «двух баранов на одном мосту», уже однажды приведший нас к революционному крушению. Жаль, что наша история чаще напоминает не святого, а дурака, рубящего сук, на котором сидит. И, к сожалению, история этого дурака ничему не учит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1416
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1422
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1165
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
738

Другие новости