"Нет клубу для террористов!" Американцы протестуют против строительства исламского центра на Манхэттене.
Фото Reuters
Проекты строительства грандиозного 13-этажного мусульманского центра с мечетью в непосредственной близости от «отметки Ground Zero», места, где до терактов 11 сентября 2001 года, унесших жизни около трех тысяч американцев, стояли башни-близнецы Всемирного торгового центра, раскололи Америку. Опросы общественного мнения на протяжении последних месяцев показывают, что 52% американцев выступают против строительства. Более того, опрос, опубликованный 24 августа авторитетным журналом Time, показывает, что 43% американцев негативно относятся к мусульманам, а 25% считают, что последователи веры Пророка не являются патриотами США. По словам профессора Акбара Ахмеда, главы отдела исламских исследований в Американском университете в Вашингтоне, в настоящий момент «разрыв между мусульманами и немусульманами больше, чем после терактов 11 сентября, и это устрашающая перспектива».
«Столкновение цивилизаций», в соответствии с известной концепцией американского политолога Сэмюэля Хантингтона, происходит в США не только на Манхэттене, где 6 июня и 22 августа состоялись многочисленные митинги протеста против создания исламского центра в месте мегатеракта. Но и в тихом нью-йоркском районе Стейтен-Айленд (см. «НГ» за 25.06.2010), где после выступлений местных жителей строительство мечети в итоге было отменено, а сейчас там опросы фиксируют рекордное даже в Нью-Йорке количество противников возведения мусульманских культовых зданий – 73% населения. Летом этого года многочисленные акции протеста местных жителей против постройки исламских центров состоялись и в других уголках США – в городах Темекула (штат Калифорния), Флоренс (штат Кентукки), Мерфрисборо (штат Теннесси). В целом же в Центральном Теннесси в районе Нэшвилла, пригородом которого является небольшой городок Мерфрисборо с населением 100 тыс. человек, как сообщает Washington Post, местные мусульмане планируют построить аж три исламских центра. В последние годы в Нэшвилле обосновалось много беженцев с Ближнего Востока и из Африки – сомалийцев и иракских курдов (чья крупнейшая община в США проживает именно в Теннесси), и общее число мусульман здесь достигает 20–25 тыс. человек. Неудивительно, что, по словам Джима Дэниэля, бывшего главы округа Рутерфорд в Теннесси, центром которого является Мерфрисборо, местные жители боятся, что после строительства мечети в городе «численность мусульман будет обвально расти и вскоре изменит нашу систему права, навязав нам законы шариата».
Помимо публичных протестов и размещения оплаченных билбордов на дорогах и автобусах американцы, судя по всему, начали переходить к более решительным и даже насильственным действиям против как строящихся, так и уже построенных мусульманских культовых зданий: 25 августа во время вечерней молитвы была осквернена мечеть в нью-йоркском районе Астория, 27 августа на стенах мечети в Калифорнии неизвестные написали краской «Нет храму для террористов» и «Проснись, Америка, враг уже здесь», а 28 августа была сожжена вместе со строительной техникой одна из строящихся в Нэшвилле мечетей.
При этом действующие власти – как на федеральном, так и на уровне штатов, городов и муниципалитетов – растущее народное возмущение стараются или демонстративно не замечать, уклоняясь от комментариев (как действующий губернатор Теннесси), либо демонстрируют поддержку строительству мечетей (как это сделали по поводу «мечети Ground Zero» президент США Барак Обама и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг). Открыто и недвусмысленно выступают в поддержку протестующих лишь отдельные представители Республиканской партии. Например, два кандидата от этой партии, выдвигающиеся в Конгресс США по 6-му и 5-му округам в Теннесси – Лу Энн Зелник и Виаджай Кумар. Последний даже разместил на своих предвыборных билбордах в Нэшвилле надпись: «Остановим всемирный джихад сейчас!». Или Ньют Гингрич, бывший в 1994–1998 годах спикером нижней палаты Конгресса США.
Для администрации президента Барака Обамы (которого сейчас считают мусульманином уже 18% жителей США) строительство мечети в Нью-Йорке вполне вписывается в генеральную линию внешней политики. Так, спустя две недели после его громкого заявления о поддержке строительства мечети у «отметки Ground Zero» правительство США ассигновало 270 тыс. долл. на восстановление пяти значимых мусульманских культовых зданий – Большой мечети XVI века в Тунсине (Китай), Золотой мечети XVIII века в Лахоре (Пакистан), минарета XIX века в Тишитте (Мавритания), памятника XVI века «Сундервала Бурдж» в Дели (Индия) и минарета XVIII века в Катсине (Нигерия). Все это явно рассчитано на то, чтобы продемонстрировать мусульманскому миру, что США являются для него куда меньшим врагом, чем «Аль-Каида» и близкие к ней террористические организации, взорвавшие за последние годы целый ряд исторических мечетей, – вспомним хотя бы взрыв мечети Аль-Аскарийя в Самарре (Ирак) в 2006 году. Республиканцы выяснили, что инициатор нью-йоркского проекта имам Фейсал Абдул Рауф еще до приобретения здания под исламский центр был отправлен Обамой в качестве его официального представителя в турне по мусульманским странам с целью улучшения там имиджа США как страны, где мусульмане имеют все возможные права. Президента США не смутило, что в 2005 году имам Рауф прямо заявлял, что «США убили больше мусульман, чем «Аль-Каида».
Противостояние противников и сторонников возведения мечетей не всегда ограничивается словесными спорами. Фото Reuters |
Противники строительства прямо обвиняют Обаму «в отрыве от реальной Америки», в покровительстве строительству нового мусульманского культового здания у места теракта 11 сентября, при том что власти никак не способствуют восстановлению стоявшего там с 1916 года и уничтоженного вместе с башнями-близнецами храма Святого Николая, принадлежавшего греческой общине Нью-Йорка. Этот раскол или «столкновение цивилизаций» внутри самой Америки демонстрируют сейчас и данные о рейтинге Обамы – поддержка его в целом гражданами США упала до рекордно низкой отметки в 48%, при этом среди мусульман возросла до 78%. Устоит ли «дом, разделившийся сам в себе» (Мф 12:25)?