Любавические хасиды в начале 1990-х годов думали, что их экзальтированные акции повлияют на решения российских властей.
Фото Эдуарда Лаповока/PhotoXpress.ru
Департамент информации и печати МИД России 11 августа прокомментировал решение американского суда по делу о библиотеке Шнеерсона. Напомним, недавно в Вашингтоне федеральный судья Ройс Ламберт вынес решение в пользу организации любавических хасидов «Агудас Хасидей Хабад». Хасиды требуют передать им в собственность хранящуюся в Российской государственной библиотеке (РГБ) и Российском государственном военном архиве коллекцию книг, рукописей и личных вещей любавического ребе (духовного лидера) Йосефа-Ицхака Шнеерсона. Решение судьи основано на Законе США 1976 года «Об иностранном суверенном иммунитете» (US Foreign Sovereign Immunities Act), позволяющем американским судам вести дела против других суверенных государств, включая их правительства. Судья счел, что Россия приобрела данную собственность «дискриминационно, не для общественных нужд и без справедливой компенсации», а следовательно, удерживает ее незаконно.
В своем комментарии на это решение российский МИД заявил, что «данный вердикт является ничтожным с правовой точки зрения, представляет собой грубейшее нарушение общепринятых норм и принципов международного права». «Библиотека Шнеерсона никогда американской организации «Хабад» не принадлежала. Она вообще ни разу не покидала территорию России и была национализирована, поскольку в семье Шнеерсонов не осталось законных наследников. Ни о каком «возврате» в США этих книг речи идти в принципе не может. Напротив, именно американские хасиды должны вернуть в Россию семь книг из этой же коллекции, которые они в 1994 году получили из Российской государственной библиотеки через Библиотеку Конгресса США по международному межбиблиотечному абонементу на два месяца и уже 16 лет незаконно удерживают», – также сказано в этом документе.
Специалисты дипведомства уверены, что нынешние условия хранения и предоставления коллекции для ознакомления всеми желающими отвечают интересам исповедующих иудаизм граждан России. Если представители одного из двух иудейских объединений России – Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР) – высказались по данному поводу, то руководство другой – Федерации еврейских общин России (ФЕОР) – воздерживается от комментариев. Главный раввин России (по версии КЕРООР) Адольф Шаевич высказался за передачу коллекции американской организации, однако глава раввинского суда СНГ Пинхас Гольдшмидт в интервью радиостанции «Эхо Москвы» назвал этот вопрос политическим и выразил мнение о невозможности решить его в судебном порядке.
В то же время попытки «НГР» получить оценку решения вашингтонского суда со стороны руководства ФЕОР окончились неудачей. «Мы ни на той, ни на другой стороне», – сказал нам по телефону президент ФЕОР Александр Борода. Свой отказ он фактически мотивировал тем, что возглавляемая им российская организация юридически не связана с американской «Агудас Хасидей Хабад». На территории России зарегистрирована организация с аналогичным названием – «Агудас Хасидей Хабад еврейская община любавических хасидов». Эта община располагается в синагоге на Большой Бронной улице в Москве и возглавляется раввином Ицхаком Коганом. Однако московская «Агудас Хасидей Хабад» входит в число организаций, объединенных под эгидой Федерации еврейских общин. Также большинство общин – членов ФЕОР объединяет последователей любавического толка хасидизма. ФЕОР регулярно собирает съезды раввинов Хабада в общинном центре в Марьиной Роще, а главный раввин России (по версии ФЕОР) Берл Лазар считается «посланником» руководства любавического движения в нашей стране. Учебные заведения и благотворительные учреждения, а также другие структурные подразделения российской организации – все носят наименования, повторяющие названия аналогичных структур международных объединений Хабад.
Принадлежа к одной духовной традиции, хасидские лидеры в США и России демонстрируют подчас различную политическую позицию в отношении нашей страны. Раввин Берл Лазар, начиная с образования ФЕОР в 1999 году, декларирует приверженность интересам российского государства. Наиболее яркий тому пример – позиция в отношении известной поправки Джексона–Вэника, экономически дискриминирующей Россию в торговле с США. В свое время она была принята Сенатом США не без помощи влиятельного лобби Хабад, и, как это ни удивительно, по настоящее время отмене ее препятствует именно американское руководство движения. В западной прессе неоднократно появлялись публикации о том, какую роль в сохранении дискриминационного режима играет позиция главы международного Хабада раввина Иегуды Крински. Кстати, журнал Newsweek на основе социологических исследований назвал Иегуду Кринского самым влиятельным раввином Америки. Неудивительно, что усилия раввина Берл Лазара, направленные на защиту российских интересов перед лицом американских властей, не приносят ощутимых результатов.
Но вернемся к тяжбе вокруг библиотеки Шнеерсона. Спор этот имеет многолетнюю историю. Библиотека Шнеерсона – это коллекция еврейских книг и рукописей, собранная в начале XX века главой любавических хасидов раввином Йосиефом-Ицхаком Шнеерсоном. Начало собранию было положено династией любавических ребе в 1772 году.
Сегодня оно включает 12 тыс. книг и 50 тыс. редких документов, в том числе 381 манускрипт, рукописные философские трактаты XVIII столетия и работы третьего любавического ребе Менахема-Мендла Шнеерсона (1789–1866).
В 1915 году во время Первой мировой войны, когда к Любавичам приблизилась линия фронта, шестой ребе Йосеф-Ицхак Шнеерсон покинул местечко и переехал со своим окружением и имуществом в Ростов-на-Дону, а часть библиотеки сдал на хранение в Москву на книжный склад Персица и Полякова. В соответствии с постановлением Совнаркома РСФСР от 4 апреля 1919 года «О научных библиотеках» данные объекты были национализированы совместно с другими книжными фондами склада Полякова и переданы в Румянцевскую публичную библиотеку (потом – Государственная библиотека СССР имени В.И.Ленина, в настоящее время – РГБ). По закону фонды РГБ являются неотчуждаемой государственной собственностью Российской Федерации.
Другую часть библиотеки (около 25 тыс. страниц рукописей) Шнеерсон в 1927 году вывез при эмиграции за границу – сначала в Ригу, а в 1934 году в Польшу. Там в 1939 году она попала в руки нацистов и была вывезена в Германию. Самому ребе в 1940 году удалось выехать в США и обосноваться в Бруклине, где сейчас и находится мировой центр движения любавических хасидов. После крушения Третьего рейха архив Шнеерсона вместе с другими трофейными документами был перевезен в Москву и передан в Центральный государственный архив Красной армии (с 1992 года – Российский государственный военный архив).
Работники РГБ исследовали состав коллекции и, обнаружив там ряд дублетных экземпляров, передали в законном порядке около 70 книг еврейской общине в Москве. В настоящее время часть дубликатов книг, переданных хасидам, находится в библиотеке Московского еврейского общинного центра в Марьиной Роще.
В 1950 году Йосеф-Ицхак Шнеерсон умер, не оставив никаких распоряжений насчет библиотеки. С началом перестройки любавические хасиды начали активно добиваться возвращения им коллекции Шнеерсона. В 1988 году отдел рукописей Ленинки посетила делегация хасидов из США. В начале 1990-х годов тогдашний глава Хабада – ребе Менахем-Мендл Шнеерсон, зять покойного хозяина коллекции, потребовал вернуть собрание тестя. По некоторым данным, соответствующее поручение было дано им Ицхаку Когану – раввину синагоги на Большой Бронной.
В результате 8 октября 1991 года Высший арбитражный суд РСФСР признал требования хасидов обоснованными и обязал Библиотеку имени Ленина вернуть им коллекцию. Библиотека опротестовала данное решение. 18 ноября того же года Высший арбитражный суд РСФСР вторично постановил немедленно начать передачу коллекции в фонды специально для этого создаваемой Еврейской национальной библиотеки. Вскоре Борис Ельцин издает соответствующее распоряжение о возвращении ценностей хасидской общине, которое впоследствии было подтверждено решением правительства РФ № 157-р от 29 января 1992 года. Под давлением общественности 14 февраля 1992 года пленум Высшего арбитражного суда отменил предыдущие решения, и коллекция осталась в РГБ.
Начиная с 2005 года в судах США различных инстанций находятся на рассмотрении иски «Агудас Хасидей Хабад» к Министерству культуры РФ, Российскому государственному архиву, Российской государственной библиотеке и Российскому государственному военному архиву, которые являются государственными органами России.
Позиция российской стороны сегодня основывается на следующих тезисах. На протяжении всего своего существования библиотека Шнеерсона никогда не перемещалась за пределы Российской империи, РСФСР, СССР и Российской Федерации, создавалась и пополнялась на территории России и рассматривается правительством РФ как часть культурного достояния многонационального российского народа, в том числе российских граждан, исповедующих иудаизм. Согласно действующему законодательству России и международному праву библиотека Шнеерсона является собственностью России как государства – правопреемника СССР. Согласно общепризнанным принципам и нормам международного права внутренний акт одного государства не может быть предметом судебного разбирательства в суде другого государства без официального согласия на то первого государства. Правительство Российской Федерации такого согласия не давало.
В свою очередь, представители американской организации приводят следующие аргументы. Местечко Любавичи находилось в досоветские времена в составе не Смоленской, а Могилевской губернии, большая часть которой сейчас входит в Могилевскую область суверенной Республики Беларусь. Когда большевики арестовали Йосефа-Ицхака Шнеерсона в Ленинграде в июне 1927 года и национализировали принадлежавшие ему книги и рукописи, у него были законные наследники. А именно – родственники, жившие как на территории СССР, так и за его пределами. Одним из них был главный раввин Днепропетровска Леви-Ицхак Шнеерсон – отец будущего седьмого любавического ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, который уже тогда был женихом Хаи-Мушки – дочери действующего ребе. Раввин Леви-Ицхак был арестован в 1939 году и по приговору «тройки» выслан в Казахстан, где скончался пять лет спустя. Его библиотека тоже, разумеется, была конфискована и национализирована большевиками. Таким образом, речь идет о книгах и рукописях, которые были «незаконно отобраны у жертв сталинских репрессий».
После предъявления исковых требований «Агудас Хасидей Хабад» в американском суде правительство России поручило Министерству культуры принять участие в процессе на стадии рассмотрения вопроса о подсудности. Суд первой инстанции вынес решение о том, что юрисдикция американской судебной системы не распространяется на библиотеку Шнеерсона. Однако впоследствии это решение было отменено Апелляционным судом округа Колумбия.
Кстати, по некоторым данным, в соответствии с указанием Минкультуры американская юридическая фирма «Сквайр, Сандерс и Демпси» (представляет в суде интересы российской стороны) рекомендовала российским властям не представляющий общенациональной ценности архив передать на хранение в московскую любавическую общину. Согласно данным рекомендациям Минкультуры вышло на раввина Берла Лазара с предложением принять личные бумаги Шнеерсона (содержатся в Главном военном архиве) на хранение в Московском еврейском общинном центре. Однако руководители российских последователей Хабад под различными предлогами отказываются от данного шага, заявляя, что хотели бы получить архив не в пользование, а на правах полной собственности, не исключающей в перспективе частичный или полный его вывоз из России.
Насколько мнение российских раввинов по данной проблеме определяется позицией духовного руководства хасидов Хабад в Бруклине – этот вопрос становится все более принципиальным.