Сторонники Али Евтеева не теряют надежду, что он еще может вернуться на должность муфтия.
Фото с сайта www.ingushetia..org
Два года назад на Северном Кавказе произошло знаменательное и редкое даже для богатой на скандалы новейшей истории мусульман России событие. В североосетинском муфтияте произошел переворот – группа молодых активистов во главе с «русским» мусульманином Али-Сергеем Евтеевым свергла муфтия Мурата Тавказахова, предварительно объявив его «неверным» и захватив соборную мечеть Владикавказа. Руководство Координационного центра мусульман Северного Кавказа выразило возмущение произошедшим и потребовало восстановить справедливость, однако власти Северной Осетии встали на сторону Евтеева и стали активно продвигать его на пост муфтия.
Муфтии соседних республик пытались бороться, объявив бойкот Евтееву и прямо обвинив власти республики во вмешательстве во внутренние дела мусульман не только в Северной Осетии, но и в Кабардино-Балкарии, где, по свидетельствам первого муфтия этой республики Шафига Пшихачева, замминистра принял участие в митинге против руководства местного духовного управления мусульман.
Бойкот Евтеева продолжался больше года, затем стараниями лидеров Совета муфтиев России, одним из трех учредителей которого и являлось Духовное управление мусульман Северной Осетии, властей республики и одного влиятельного президента из соседней республики нового муфтия все-таки признали и допустили на мероприятия Координационного центра мусульман Северного Кавказа. Евтеев развернул бурную деятельность и стал быстро набирать политический вес, получив полную поддержку тех журналистов, экспертов и общественных деятелей, которые призывали к диалогу с радикальной частью мусульман.
Вместе с Евтеевым ключевые посты в муфтияте заняли его товарищи по джамаату, многие из которых, как и он, учились и в Саудовской Аравии, и в «учебке» Хаттаба, и в исламском институте лидеров кабардино-балкарского террористического подполья Мусы Мукожева и Анзора Астемирова. Казалось, операция по инфильтрации ваххабитов в североосетинский муфтият прошла успешно, однако у нового муфтия случилось головокружение от успехов. Во всяком случае, это самое правдоподобное объяснение тому политическому самоубийству, которое он учинил посредством обширного интервью журналистке-исламоведу Яне Амелиной.
После выхода в свет откровений Евтеева, который рассказал о своем темном прошлом, а также задел чувства православных верующих Осетии, его судьба была предрешена. Бывшие союзники Евтеева – московский муфтий Равиль Гайнутдин, муфтий Чечни Султан Мирзаев и экс-муфтий Приволжского федерального округа Дамир Мухетдинов осудили его высказывания. Со своей стороны власти Северной Осетии попытались замять скандал и даже уговорили местное православное духовенство принять извинения муфтия, однако спасти его карьеру было уже невозможно. В приобретшем немалый резонанс конфликте веское слово сказала Москва, и Евтеев, с исключительным упорством пытавшийся сохранить за собой столь желанное кресло, был вынужден уйти.
В середине июля исполняющим обязанности муфтия республики до намечающегося в ближайшее время съезда ее мусульман стал зампред ДУМ Северной Осетии 54-летний Хаджимурат-хаджи Гацалов, однако отсутствие у него духовного образования является серьезным препятствием для дальнейшего карьерного роста. Кто станет преемником Евтеева, пока не ясно – сохранившая свои позиции команда экс-муфтия настаивает на его безальтернативности.
Сейчас все зависит от властей республики, которые уже продемонстрировали удивительную недальновидность в исламском вопросе и поверили в добрые намерения легализовавшихся «лесных братьев». Сегодня у них еще есть возможность вернуть на пост муфтия Мурата Тавказахова, но завтра они уже могут обнаружить, что традиционных имамов в республике не осталось и каждая ее мечеть стала оплотом «чистого» ислама в понимании Хаттаба, Астемирова и Мукожева.