Венесуэла демонстрирует настоящую революцию традиционных представлений о христианстве.
Фото Reuters
Президент Венесуэлы Уго Чавес вступил в конфликт с Ватиканом. 8 июля он назвал «троглодитом» (пещерным человеком) главу венесуэльских католиков архиепископа Каракаса кардинала Хорхе Уроса Савино и потребовал от Ватикана сместить его как «недостойного». Неделю спустя, не дождавшись реакции Святого Престола, Чавес решил кардинально пересмотреть отношения с Римом и в целом с католицизмом. Выступая по национальному телевидению, он заявил: «Папа Бенедикт XVI не является наместником Христа. Христос не нуждается в наместнике, он в людях, в тех, кто борется за справедливость и свободу. Папа? Он всего лишь глава Ватикана, и не более того». Себя президент считает хотя и социалистом, но в первую очередь христианином, социализм для него «не догма, а лишь метод анализа». Христианство и социализм Чавес считает единым явлением. Ранее он не раз называл Иисуса Христа «величайшим социалистом в истории» (подробнее об этом в «НГР» от 07.07.10).
Официальной реакции Ватикана на публичное отрицание президентом Венесуэлы титула «наместника Сына Божьего» (Vicarius Filii Dei), которым Понтифики обосновывают свое верховенство в христианском мире начиная с XI века н.э., пока не последовало. Равно как и на не менее существенную угрозу со стороны Чавеса уже вполне мирского порядка – расторгнуть подписанный его предшественниками конкордат с Ватиканом от 6 марта 1964 года, в соответствии с которым весьма значительная часть доходов от экспорта венесуэльской нефти ежегодно перечисляется на нужды Католической Церкви Венесуэлы. Дотации за счет нефти, основного богатства этой южноамериканской страны, для местных католических иерархов вещь весьма существенная. Два года назад вице-президент Епископской конференции Венесуэлы архиепископ Роберто Люкерт Леон обвинил «Реформированную Католическую Церковь Венесуэлы» в том, что ее финансируют из средств государственной нефтяной компании.
Многие сторонники «боливарианской революции» имеют свое видение образа Христа, основанное на положениях «теологии освобождения». Эти новаторские образы порой напоминают некоторые работы скандальной выставки «Запретное искусство-2006», недавно осужденной в Москве. Только в Венесуэле народные граффити на революционно-религиозные темы совершенно свободно красуются на заборах и стенах домов. Так, в конце апреля с.г. в баррио (бедняцком районе) Каракаса «23 января», где любит выступать Чавес, появилось настенное графическое панно, изображающее Иисуса Христа и Деву Марию с автоматами Калашникова наперевес. Рядом надписи: «Да здравствует революция!» и «Мы победим!», в изголовье креста, там, где по канону должна быть надпись «Иисус, царь Иудейский», она заменена на «Родина или смерть». По поводу этого уличного искусства кардинал Савино заявил: «Мы глубоко возмущены непозволительным использованием ликов в политических целях... Это не форма творчества».
Кардинал Савино часто обвиняет Чавеса в насаждении в Венесуэле «кубинского коммунизма». Однако Гавана в последнее время идет на уступки Ватикану. Совсем недавно при посредничестве Католической Церкви было достигнуто соглашение об освобождении 52 кубинских диссидентов. Однако Чавес 14 июля подчеркнул, что ни СССР, ни Куба, ни какая-либо иная соцстрана прошлого и настоящего не являются образцом для его нового, «боливарианского» социализма.