Сегодня куратор выставки – это не просто специалист по «развеске» картин. Это художник, творец. Он автор произведения под названием «выставка». Да, я настаиваю на этом: выставка, экспозиция – это произведения, факты современной художественной культуры. Поэтому суд над кураторами выставки «Запретное искусство» – это суд над творцами за их художественное высказывание. 12 июля будет вынесен приговор взгляду творческих людей на окружающий мир, а не просто администраторам некоего мероприятия.
Церковь настаивает на том, что на выставке «Запретное искусство» имело место оскорбление чувств верующих. Вообще достаточно сложно в области искусства точно законодательно определить, что на самом деле можно расценивать как оскорбление чувств верующих, а что – как проявление свободы самовыражения художника. Один на слова «Бога нет» только рассмеется, а другой страшно обидится. Ни прокурор, ни священник, ни верующие не компетентны решать это. Дать объективную оценку может только независимый эксперт – специалист по современному искусству. Но суд почему-то назначает экспертом Наталию Энееву, которая раньше занималась архитектурой конструктивизма, а позднее переквалифицировалась в специалиста по истории Церкви Русского Зарубежья. Согласитесь, ни первое, ни второе не имеет отношения к современному художественному процессу. Так в чем же дело? Ответ прост: еще в 2005 году Энеева публично высказывала свою неприязнь к одному из кураторов «Запретного искусства» – Андрею Ерофееву и его профессиональной деятельности. Принцип выбора эксперта ясен. Единственное, чего в нем не наблюдается, это желания получить объективную оценку произошедшего.
Ни один из известных специалистов по современному искусству не сказал, что пресловутая выставка оскорбляла чьи-то религиозные чувства. Более того, они утверждают, что выставка имела не антирелигиозную, а антиклерикальную направленность. Показать художественными средствами опасность тотальной клерикализации общества – неотъемлемое право творческой личности.
Таким образом, можно утверждать, что ситуация вокруг суда над организаторами «Запретного искусства» – это акт политической цензуры, который не будет способствовать стабильности нашего общества. Принцип запрета на художественное высказывание оказывает самое негативное влияние на культуру и общество.