В Свято-Успенской Киево-Печерской лавре 16 июня под председательством руководителя Синодального отдела благотворительности и социального служения Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП) архидиакона Сергея Косовского прошла презентация разработанной его отделом «Концепции развития церковно-государственных отношений в области социальной политики».
Документ представляет собой в основном сжатый «конспект» принятой в 2000 году «Социальной концепции Русской Православной Церкви». Исключение – и особый интерес – представляют два пункта. Пункт 2 предлагает введение официального «церковного налога». Названо это так: «альтернативное налогообложение физических лиц в пользу Церкви по усмотрению налогоплательщика». Замглавы вышеупомянутого Синодального отдела Геннадий Таранюк на презентации проекта пояснил: УПЦ МП считает нужным, чтобы «хотя бы какая-то часть подоходного налога граждан, хотя бы 10 процентов, шла на социальные проекты» Церкви. Спонсорам предлагается предоставлять налоговые скидки.
Что же это за проекты УПЦ МП, которым необходимо такое мощное финансирование? Об этом сказано в пункте 4: «привлечение молодежи к оказанию благотворительной и социальной помощи нуждающимся, работе в приютах, больницах, домах инвалидов, домах престарелых, социальных центрах и др.». Однако удивление вызывает последний абзац этого пункта, предлагающий «законодательное введение в Украине обязательной срочной социальной (гражданской) службы для молодежи независимо от пола и социального статуса по образцу военной повинности». Об этом же говорил на презентации «Концепции развития┘» и Таранюк, отдел которого работал над этими предложениями: «Такая служба должна носить всеобщий обязательный характер, распространяться на молодых людей независимо от пола, социального и имущественного положения. Ее необходимо осуществлять в социальных (дома престарелых), медицинских (больницы) и других учреждениях. Эта служба должна следовать после обучения в общеобразовательной средней школе». Помимо социальной работы, она будет включать «элементы гражданской обороны» и «физическую подготовку» и «должна осуществляться с привлечением духовных пастырей, капелланов».
Первое, что приходит в голову при ознакомлении с проектом обязательной «службы... по образцу военной повинности», – это, конечно, «трудовые армии», которыми в 1920-е годы грезил «буревестник революции» советский нарком Лев Троцкий. В своем докладе на IX съезде РКП(б) весной 1920 года он говорил, что «рабочая масса... должна быть прикрепляема, перебрасываема, назначаема, командируема точно так же, как солдаты». В «трудармии» Троцкого были мобилизованы миллионы человек. Современные идеологи подобных проектов предпочитают другие, хотя и очень близкие по смыслу названия. Так, в интервью украинскому интернет-изданию «Глас народа» другой замглавы Синодального отдела благотворительности и социального служения УПЦ МП протодиакон Иоанн Диденко говорит о «социальной армии», в которую предлагается мобилизовать, по его словам, «целое поколение». Идеологическую работу в армии будут проводить уже не «комиссары в пыльных шлемах», а капелланы.
Формально препятствий в украинском законодательстве для введения данной инициативы УПЦ МП нет. Хотя 43-я статья Конституции Украины вслед за Всеобщей декларацией прав человека и запрещает принудительный труд, но она же утверждает, что к такому труду не относится «работа по приговору суда, в условиях военного или чрезвычайного положения». А также – во время военной или альтернативной службы, условия которых определяются специальными законами.
Придется, конечно, «подредактировать» Закон «Об альтернативной (невоенной) службе», принятый еще в декабре 1991 года. Тем более что его исполнение на практике давно уже не устраивает представителей власти: начиная с первого призыва в 1992 году альтернативную службу по состоянию здоровья или по религиозным убеждениям прошли лишь 15 тысяч человек. В то же время каждый год военкоматы вынуждены признавать негодными к строевой службе в 10–20 раз больше призывников. Два месяца назад заместитель начальника Генштаба Вооруженных сил Украины генерал-лейтенант Владимир Артюх официально сообщил, что из 378 тысяч подлежащих весеннему призыву по состоянию здоровья в армию можно будет отправить лишь 30 тысяч, или 8%. Теперь же эти сотни тысяч, если не миллионы «отказников» можно будет мобилизовать в «церковную армию». Как подчеркнул на презентации ее проекта председатель синодального отдела УПЦ МП «Миссия «Церковь и медицина» протоиерей Геннадий Батенко, «негодность к военной службе не означает негодности к социальному служению. Если я не годен по причине язвенной болезни, это не означает, что я – глубокий инвалид, не способный ни к чему».