Знамя с гербом Московского Патриархата рядом с государственным флагом России на шествии 24 мая.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
Представители государства в последнее время не устают демонстрировать свое внимание к Русской Православной Церкви. Вслед за передачей Московскому Патриархату Новодевичьего монастыря, который в Церкви считают «центром духовной жизни нашего народа», и целого ряда других объектов, включая протестантские кирхи в бывшей Восточной Пруссии, был преподнесен еще один «подарок» – 21 мая депутаты Госдумы приняли, а 1 июня президент подписал закон о признании памятной датой Дня Крещения Руси. Во Владимире мэр-единоросс Александр Рыбаков тут же принял решение о переносе празднования дня города с сентября на День Крещения Руси и предложил сделать город центром встречи нового праздника в общенациональном масштабе. Правда, основан город на Клязьме был около столетия спустя после правления Владимира Крестителя, и не этим князем, а Владимиром Мономахом. По словам мэра Рыбакова, управляемый им город стремится возродить былую славу духовного центра России – только за последние пять лет в городе возведено восемь новых храмов. Хотя можно ли это сравнить с Москвой, где 24 мая Юрий Лужков торжественно пообещал Патриарху Кириллу построить в течение года еще 200 храмов в дополнение к 800 уже имеющимся.
Впрочем, представители партии власти и не скрывают свой сугубо прагматический интерес в данном вопросе. Так, 31 мая на встрече депутатов-единороссов и представителей РПЦ в Госдуме было принято следующее заявление: «Представители партии «Единая Россия» высоко оценивают деятельность Русской Православной Церкви по сохранению и приумножению духовных ценностей нашего общества, ее вклад в укрепление гражданского мира». Что имеется в виду под «укреплением гражданского мира», можно понять из дальнейших комментариев члена генерального совета «Единой России» Андрея Исаева, размещенных на официальном сайте партии. По его словам, депутаты обратились к РПЦ с просьбой «поддержать нашу позицию, остановить панические настроения, которые распространяются нашими оппонентами в обществе». Речь о назначенных на ближайшее время массовых акциях протеста со стороны КПРФ и других оппозиционных сил в связи с принятием закона о бюджетных организациях.
Как себе представляют «поддержку со стороны Церкви» депутаты – сложно понять, может быть, они предполагают, что православные священнослужители будут произносить в пользу закона проповеди в храмах? Но само обращение за такой помощью уже достаточно симптоматично. По сути, представители высшей государственной власти признают, что общество им не доверяет, и пытаются поправить ситуацию за счет авторитета РПЦ. Не случайно последние месяцы социологи активно измеряли «политическую популярность» Патриарха и «уровень доверия» к нему со стороны граждан. Так, уже в конце марта глава социологического отдела Института общественного проектирования Михаил Тарусин заявил, что «по своему общественному весу Патриарх Кирилл сегодня намного значимее многих действующих политиков». Об этом сказал на одном из круглых столов и представитель «Единой России» депутат Сергей Марков: «Традиционно высокий показатель уровня доверия, который фиксируют специалисты, у институтов президента, премьера, Церкви, в то время как у таких институтов, как МВД, чиновничество, уровень доверия значительно ниже».
За прошедшие два с половиной месяца ситуация только ухудшилась. Чиновники на дорогих иномарках с мигалками, провоцирующие ДТП на трассах, превратились в объект всеобщей неприязни и выступлений общественных активистов. Милиция, как выяснилось, не способна защитить не только их, но и себя: только за апрель–май в Москве было зафиксировано шесть поджогов ее отделений и опорных пунктов, в основном совершенных анархистами. В середине мая с трудом удалось погасить социальный взрыв в шахтерском Междуреченске. А уже в ближайшей перспективе – акции протеста против нового закона, делающего образование платным, которые вполне могут выйти на уровень памятных демонстраций против «монетизации льгот» в 2005 году. В этой ситуации «неприкосновенный запас» популярности Церкви оказался востребован.
Решение это, подчеркивает депутат Сергей Марков, сугубо прагматическое. Государство не в первый раз пытается задействовать популярный ресурс «со стороны»: вспомним события пятилетней давности, когда после оранжевой революции в Украине и нарастания социального протеста в собственной стране власть решила использовать националистический ресурс. Социологи начали писать о невиданном росте популярности такого рода идей, Госдума и президент спешно оформили новый праздник – День народного единства 4 ноября, «Единая Россия» устроила для молодежи рок-концерт «Слава России» (так звучит с начала 90-х годов официальное приветствие праворадикальной организации «Русское национальное единство»), националистов пригласили в народные дружины при МВД и санкционировали им многотысячный «Правый марш» по Москве 4 ноября 2005 года. Правда, быстро выяснилось, что власть стремится лишь эксплуатировать и национализм, и самих националистов, но вовсе не рассматривает их в качестве равноправных партнеров, поэтому уже следующий «Правый марш» прошел под оппозиционными власти лозунгами.
В какой форме мыслят себе сотрудничество с Церковью чиновники? Три года назад в провластном молодежном движении «Наши» создали «Православный корпус», но реального развития этот проект не получил: РПЦ предпочла не участвовать в нем, а создать свои молодежные движения. Презентация их состоялась в ходе массового шествия 24 мая нынешнего года в центре Москвы, где в своей форме и со своими знаменами маршем прошли колонны движений «Георгиевцы» и «Преображение России», участники православного студенческого форума «Вера и дело» и многие другие, дополненные представителями «Молодой гвардии «Единой России». В сумме собрали от 30 до 40 тыс. человек. Ранее такие массовые шествия проводили лишь «Наши».
Патриарх Кирилл, кажется, видит себя равноправным партнером власти, тем более что для этого есть, помимо качественного усиления роли РПЦ и создания ею в последние годы собственных телеканалов и радиостанций, и более веские основания. Недавно глава социологической службы Синодального отдела по делам молодежи Алина Багрина представила собранные ее службой данные, согласно которым 72% граждан России являются в той или иной степени православными верующими, причем только за последний год их количество увеличилось на 12%. Насколько эти данные отражают реальную ситуацию, сказать сложно, но предлагаемый вывод из них очевиден – уже сегодня три четверти жителей нашей страны одновременно соотносят себя и с государством, и с РПЦ. В такой ситуации принятие православного праздника в качестве государственного, консультации с Московской Патриархией депутатов правящей партии и прочее – не шаг власти навстречу Церкви, а лишь признание и так существующего status quo.