Руководитель архитектурного фестиваля объясняет архиепископу Рязанскому и Касимовскому Павлу замысел проекта.
Елена Демидова
Первая Молодежная соборная встреча «Азбука духа и свободы» прошла 29 мая в Рязани. Последовав сразу за Всемирным русским народным собором и празднованием Дня славянской письменности и культуры, она логично продолжила темы обоих событий. Главным же мотивом встречи стало значение создания Кириллом и Мефодием глаголической азбуки. Появление глаголицы было представлено как начало формирования особой славянской культуры со своей письменностью, новым языком передачи Священного Писания наряду с греческим, латинским и еврейским. Как объяснялось в специально снятом для встречи фильме, каждая буква глаголицы являлась не просто графическим символом, но, по мнению авторов ленты, имела и глубокое сакральное содержание, а весь глаголический алфавит представлял собой некую духовную матрицу славянских народов.
Глаголица на встрече царила повсеместно – на футболках участников, стендах, табличках автобусов. Специально к Соборной встрече был проведен конкурс для молодых архитекторов, которые представили внушительные по размеру деревянные скульптурные композиции, каждая из которых олицетворяла глаголическую букву. Оригинальность замысла мероприятия несомненна, однако постоянная апелляция именно к глаголице выглядела несколько странно. Осталось неясным, почему именно этот алфавит должен стать объектом «возврата к культурным ценностям и идеалам», к которому так активно призывали на встрече, ведь довольно быстро общепринятой азбукой, в том числе и основой церковно-славянского языка, стала кириллица, графика которой в значительной степени заимствована у греков.
Само место проведения встречи можно считать символическим и подходящим для подобного мифотворчества. На месте городища Старая Рязань, где проходил архитектурный фестиваль и завершающий встречу этно-фолк концерт, когда-то находилась столица Рязанского княжества, первый город, оказавший сопротивление монгольским завоевателям. От бывшей столицы сейчас сохранились только остатки земляных валов. На поле возле них то и дело встречаются таблички с напоминанием о соборах, стоявших здесь прежде. В сочетании с рассказами о былом величии города и скульптурами глаголических букв, вся атмосфера на городище была призвана воссоздать картину Старой Рязани как некого центра духовности и стойкости русской традиции в инородческом окружении.
Несмотря на заявленные в программе 2 тыс. участников, на официальную часть Соборной встречи, по словам организаторов, приехало менее половины – среди них были и представители духовенства, молодежных объединений. Впоследствии в СМИ даже разошлась новость о 5 тыс. участников и о «культурологических дискуссиях», проходивших на Соборе. Дискуссии действительно проходили, но главным образом вне официальной части программы. Основное же содержание выступлений участников и последующей пресс-конференции носило в целом формальный характер. Речь предсказуемо шла о непреходящем значении наследия Кирилла и Мефодия, о перспективах возрождения духовности, о нравственном воспитании молодежи. «Подобные молодежные мероприятия станут постоянными», - пообещали организаторы в завершение Соборной встречи.