Хористы, выстроившиеся на фоне органа, сами напоминали живой, чутко реагирующий на команды регента музыкальный инструмент.
Фото предоставлено московским подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры
В Большом зале консерватории 11 мая состоялся концерт мужского хора московского подворья Троице-Сергиевой лавры. Выступление церковных хоров в различных концертных залах в последние годы стало довольно распространенной практикой. Но вряд ли в данном случае можно говорить об излишней секуляризации духовных ценностей. Несмотря на то что музыканты, из которых состоит хор Троицкого подворья, не являются монахами, их благоговение при произнесении молитвенных текстов привносит в зал консерватории атмосферу православного храма, а голосовое мастерство дает право выступать на столь почетной сцене. Хор под управлением регента Владимира Горбика регулярно исполняет духовную музыку на богослужениях в Троицком храме в Москве и принимает участие в патриарших богослужениях в Успенском соборе Московского Кремля.
Хор производит двойственное впечатление: с одной стороны, поражая молитвенной строгостью (в том числе в облачении), с другой – отточенным мастерством и артистизмом. Хористы – юноши и мужчины среднего возраста, черными столбиками выстроившиеся на ступенчатом возвышении, на фоне консерваторского органа, в моменты распева сами напоминают живой, дышащий, чутко реагирующий орган. Начинают тихо, вкрадчиво, по слогам раскладывая фразы, но чем дальше, тем мощнее звучат их голоса. И регент, как искусный органист, мановением рук формирует, лепит завораживающее многоголосие, по очереди вызывая тревожные высокие всплески теноров и под конец успокаивающую рокочущую ноту баса.
Программа концерта была посвящена Дню Победы, подвигам православных священников во время войны и состояла из молитвенных текстов всенощного бдения и литургии в обработке Сергея Рахманинова – «Приидите, поклонимся», «Благословен еси Господи», Александра Архангельского – «Господи, услыши молитву мою», «Гласом моим ко Господу воззвах», Александра Кастальского – «Иже херувимы» и «Яко да Царя», Степана Дегтярева и регента Владимира Горбика. Конечно же, звучали вещи в технике знаменного распева. В «Совете превечном» Петра Чеснокова замечательно и прочувствованно солировал солист театра «Геликон-опера» Петр Морозов. А еще впервые прозвучала молитва «Не имамы иныя помощи» в обработке Бориса Ледковского.