До мусульман России в последнее время доходили тревожные вести из Азербайджана о том, что официальные власти этой страны развернули настоящую кампанию по закрытию суннитских мечетей. Мечеть «Абу-Бакр», собиравшая по пятницам до 15 тыс. верующих, была официально закрыта еще летом 2008 года после того, как во время вечерней молитвы на территорию мечети была брошена ручная граната, унесшая жизни двух и ранившая более пятнадцати прихожан и имама.
В начале прошлого года была закрыта турецкая мечеть при парке «Шахидляр», по официальной версии – «на ремонт». Хотя, как утверждают сами верующие, в ремонте эта мечеть не нуждалась. Прихожане мечети убеждены, что за ее закрытием стоят политические интересы официального Баку, поскольку некоторое время назад этот молитвенный дом, находящийся в непосредственной близости от здания республиканского парламента, посетил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган.
Многотысячная община прихожан мечети «Абу-Бакр» после ее закрытия начала посещать другие молитвенные дома – мечеть «Илахият», мечети в поселке Гарачухур и Мушфигабад. Из них только мечеть «Илахият» является суннитской. По свидетельству бакинских мусульман, несколько месяцев назад ее также собирались закрыть. Решение было приостановлено после личного вмешательства посольства Турции.
Далее, в начале года по неизвестной причине была закрыта суннитская мечеть в городе Гяндже, сразу после того как в пятничный день там побывал и произнес проповедь настоятель закрытой мечети «Абу-Бакр», который из-за некоторых опрометчивых высказываний неоднозначно воспринимается даже в среде самих суннитов. Однако самые громкие последствия имела попытка административного давления на жемчужину старого Баку – историческую «Лезги-мечеть» XII века, которая в комплексе архитектурных памятников старого Баку – Ичери-шехер с 2000 года числится в списках общемирового культурного достояния ЮНЕСКО.
Дагестанский еженедельник «Настоящее время» одним из первых отметил, что проблемы у суннитской общины начались с того дня, когда ее руководство, согласно требованию официальных властей и Закону Азербайджанской Республики «О свободе вероисповедания», попыталось пройти обязательную перерегистрацию в Госкомитете по делам религии. Власти предупреждают, что общины, не успевшие до 1 января 2010 года пройти перерегистрацию, будут ликвидированы через суд. Следует отметить, что данная обязательная перерегистрация всех религиозных организаций – четвертая с тех пор, как Азербайджан получил независимость. Некоторые эксперты считают, что процедура перерегистрации стала своего рода инструментом удаления неугодных властям общин из реестра юридических лиц и их дальнейшей делегитимизации.
«О создавшемся положении мы официальным письмом уведомили главу Управления мусульман Кавказа Аллахшукюра Паша-заде и попросили у него принять соответствующие меры, – пишет община «Лезги-мечеть» в своем заявлении. – Однако, увы, никакого ответа и реакции на это письмо до сих пор пока не получили». В декабре 2009 года в газете «Лезгинские известия» было опубликовано обращение лезгинской общины на имя председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина с просьбой обратить внимание на ситуацию, складывающуюся вокруг суннитских мечетей Азербайджана. А в начале весны этого года резиденцию Совета муфтиев России посетила представительная делегация лезгинской общественности, которая непосредственно поведала муфтию Равилю Гайнутдину о проблеме. Муфтий Гайнутдин направил письмо главе Управления мусульман Кавказа Аллах-шукюру Паша-заде. Но при этом Равиль Гайнутдин не стал предпринимать никаких демаршей, не стал подобно некоторым суннитским лидерам бойкотировать Всемирный религиозный саммит, состоявшийся в конце апреля в Баку, и даже, по имеющимся у нас сведениям, не поднимал вопроса о закрытии суннитских мечетей на самом саммите.