Венок на Могилу Неизвестного Солдата от Московской Патриархии. Память о подвиге советского народа теперь неразрывно связана с представлениями об "искупительной жертве" той войны.
Фото с сайта www.patriarchia.ru
К дню святого Георгия Победоносца 6 мая и 65-летию Победы в Великой Отечественной войне в мастерской Свято-Георгиевского Мещовского монастыря под Калугой написана особая икона. Образ христианского великомученика обрамляют изображения различных эпизодов войны: прорыв блокады Ленинграда, битвы за Москву и Кенигсберг. В каждом из этих эпизодов святой Георгий разит копьем немецких солдат, изгоняя их с русской земли.
Икона из Мещовского монастыря – не единственный подарок Церкви к 65-летию Победы. Специально для этого дня Патриарх Кирилл сочинил благодарственное поминовение и произнес его во время богослужения в московском храме Христа Спасителя на День Победы. Теперь этот литургический чин будет совершаться ежегодно в храмах Московского Патриархата. Как пояснил глава РПЦ, за основу он взял благодарственный молебен, сочиненный митрополитом Филаретом (Дроздовым) в честь изгнания наполеоновских войск в результате Отечественной войны 1812 года. «В этот же день, как некогда повелел наш Собор, будет и впредь совершаться особое поминовение усопших вождей и воинов, на поле брани и в иных обстоятельствах в Великой Отечественной войне жизнь свою за веру и Родину отдавших», – сказал Патриарх.
Перед литургией глава РПЦ произнес проповедь, в которой изложил свое понимание трагической истории середины XX века. «Церковь взирает на минувшую войну не так, как смотрят на нее историки или политики. У Церкви особый взгляд, особый угол духовного зрения. Именно Церковь является хранительницей той великой правды, что все в мире проистекает от соприкосновения добра и зла». В проповеди Патриарх Кирилл отстаивал свое понимание сути борьбы добра и зла во время войны, за которое он подвергся критике год назад. Великая Отечественная, по его мнению, была искупительной жертвой за преследования Церкви большевиками в 1920-е годы. «Мы знаем, что происходило в народе нашем после кровавых событий начала XX века, – повторил свою мысль Патриарх. – Сколько же было неправды, зла и человеческих страданий! Но Господь смыл эту неправду и это зло кровью нашей, кровью отцов наших, как то было не единожды в истории рода человеческого. И потому мы должны проникнуться особым пониманием искупительного значения Великой Отечественной войны – это и есть религиозное понимание», – заключил Предстоятель Церкви.
В дни майских праздников состоялись различные мероприятия, организованные православными организациями. В них были задействованы не только структуры Московского Патриархата, но и общественные объединения. Например, 8 мая на Поклонной горе в столице прошла акция «Вера и Победа», организованная Молодежным центром Всемирного русского народного собора и Союзом студенческих землячеств Москвы. Сам Патриарх встретился в эти дни в храме Христа Спасителя с ветеранами, возложил венок к Могиле Неизвестного Солдата у Кремлевской стены и принял участие в других, как сообщается на официальном сайте Патриархии, «духовно-патриотических акциях».
Заметное место, которое на праздновании нынешней годовщины Победы заняла РПЦ, можно считать впечатляющим результатом той пропагандистской кампании, которую Московский Патриархат вел последние годы. Была сотворена новая версия истоков Победы – сначала в публикациях православных СМИ, затем на телеэкранах. Согласно этим книгам и фильмам солдаты Великой Отечественной шли в бой не со словами «За Родину! За Сталина!», а произносили молитвы, пряча от комиссаров иконки и крестики. По мотивам известных апокрифов сняты телесериалы, например, о том, что блокированный Ленинград якобы облетал самолет с иконой Казанской Божией Матери. В свою очередь, эти сюжеты напоминают кинороман забытого ныне писателя Петра Павленко «Падение Берлина» (1949), в котором Сталин появляется в окопах на различных фронтах войны, подбадривая бойцов, а в финале ступает на землю поверженной гитлеровской столицы.
За последний год особенно укрепилось представление о Великой Отечественной как войне не столько за свободу и независимость Родины, сколько за православную веру. Прежде всего стараниями представителей Московского Патриархата, а также близких к Церкви деятелей кинематографа и других искусств. На фоне этой клерикализации истории мощно заявил о себе сталинский фактор. Шумиха вокруг билбордов с портретом Сталина будоражила российскую общественность несколько месяцев. В дни празднования 65-летия Победы лидер КПРФ Геннадий Зюганов сообщил, что в городах России появятся новые бюсты «вождя всех народов».
В чем-то позиции Церкви и поклонников Иосифа Виссарионовича радикально расходятся, а в чем-то порой мирно сосуществуют или даже смыкаются. Точку зрения Московского Патриархата на роль Сталина в войне нельзя назвать консолидированной. Часть церковных деятелей, причем представителей самых «европеизированных» отделов Московской Патриархии, выступает с резко антисталинских и антисоветских позиций. Например, заместитель председателя Отдела внешних церковных связей игумен Филипп (Рябых) поспешил накануне майских праздников выступить по поводу расстрела польских офицеров в Катынском лесу. По сути, он предложил солидаризироваться с наиболее консервативными кругами польской общественности в осуждении преступлений сталинизма.
Позиция Предстоятеля Церкви более обтекаемая и неоднозначная. 1 мая Патриарх Кирилл совершил на Бутовском полигоне поминальное богослужение по репрессированным в сталинские времена, а 9 мая возглашал во время совершения литургии собственного сочинения: «Еще молимся о упокоении душ приснопамятных вождей и воинов за веру и Отечество на поле брани жизнь свою положивших, от ран и глада скончавшихся, в пленении и горьких работах невинно умученных и убиенных и всех Победы ради потрудившихся, и о еже проститися им всякому прегрешению вольному и невольному».
Конечно, и деятели Церкви, и сталинисты не отрицают той окопной правды, которую Россия так мучительно узнавала во времена различных оттепелей, когда сила различных культов и личностей ослабевала. Но и в наши дни, кажется, кровь и пот миллионов бойцов и тружеников тыла не получили самодостаточной значимости, не подкрепленной культом высшей власти или Высшей силы.