Первые, пока еще чисто мародерские погромы прокатились по центру столицы Киргизии уже в ночь с 7 на 8 апреля, сразу после свержения власти Курманбека Бакиева. Громились и сжигались административные здания, а также торговые центры, магазины, рестораны, хозяева значительной части которых не принадлежали к титульной нации – славяне, турки, китайцы, евреи... Впрочем, какой-либо национальной подоплеки в действиях мародеров не было, что отметила даже глава местного отделения международной еврейской организации «Джойнт» Алла Волкович: «Громили всех подряд, не по национальному признаку». По улицам города, по свидетельству очевидцев, бродили десятки тысяч мародеров (многие из которых приехали перед этим из провинции с целью «разжиться добром»).
8 апреля новой власти удалось более или менее нормализовать ситуацию в Бишкеке, бросив против толп мародеров спецназ и спешно созданные народные дружины из членов местных спортивных объединений. Однако ситуация безвластия в стране в целом провоцировала население на самочинные действия. Участки государственной земли были захвачены после первой тюльпановой революции 2005 года, теперь объектами захватов стала частная собственность, в том числе представителей нацменьшинств.
Уже в ночь с 7 на 8 апреля местные жители попытались захватить принадлежащий бизнесменам из России хладокомбинат № 1 близ города Токмок (административного центра Чуйской области). В поселке Семеновка Иссык-Кульской области в ночь с 8 на 9 апреля была занята принадлежащая российским предпринимателям база отдыха «Дальний кордон». Захваты или их попытки часто сопровождались угрозами в адрес русских. В расположенном поблизости от хладокомбината поселке Гидростроитель толпа агрессивно настроенных молодых киргизов потребовала выселить русских из их домов. Ушли они только после прибытия на место отряда народных дружинников, но пообещали вернуться. Из другого поселка той же Чуйской области, села Майского, пришла информация, что славян вытаскивали из маршруток с криками: «Русские, уходите!» Аналогичные сообщения поступали из населенных пунктов Иссык-Кульской области: города Кант, селений Тюп и Карл Маркс (последнее – бывший одноименный колхоз).
Новые, куда более масштабные и кровавые столкновения начались 19 апреля в расположенном близ столицы селении Маевка. Толпы киргизов, вооруженные деревянными палками, лопатами и арматурой, обходили дома в поселке, населенные в основном турками-месхетинцами. Принадлежащие им участки земли толпа захватывала, вытаптывая посевы и размечая границы уже под новых хозяев (в Маевке и соседнем селении Ленинское было отнято 1100 гектаров земли), хозяев выгоняли из домов, забирали их машины, дома грабили и поджигали. Затем насчитывавшая около тысячи человек вооруженная толпа двинулась на захваченных машинах на Бишкек, выкрикивая антирусские лозунги. Остановить погромщиков удалось на подходах к столице с трудом и лишь благодаря письменному обещанию и.о. мэра Исы Омуркулова оформить за ними захваченные земельные участки. Итог погромов – 28 пострадавших, из них трое погибших. Также, по информации информагентства «Фергана.Ру», найдено и два неопознанных трупа. Как уточнил пресс-атташе посольства РФ в Бишкеке Виктор Харченко, «в числе пострадавших люди различных национальностей, в том числе русские».
Жертвами нападений стали и религиозные общины. 10 апреля на проспекте Мира в южной части Бишкека был захвачен участок земли в 3,7 гектара, принадлежащий Свято-Воскресенскому собору, где намечалось строительство православной школы и детского сада. 16 апреля в российских СМИ появилось сообщение о попытке захвата самого собора (он находится на севере столицы), которое в тот же день опроверг секретарь Бишкекской и Среднеазиатской епархии протоиерей Игорь Дронов.
Гораздо меньше повезло иудейской общине столицы Киргизии: в дни погромов Бишкека на улицах звучали призывы к убийствам евреев, и в ночь с 8 на 9 апреля неизвестные бросили в городскую синагогу три бутылки с зажигательной смесью. Впрочем, пожар быстро удалось потушить с помощью жителей соседних домов, а нападавшие то ли скрылись сами, то ли были разогнаны прибывшей на место милицией.
Опасаются за свою судьбу и немногочисленные католики Киргизии (это преимущественно живущие в республике поляки и литовцы). Ни один из католических храмов за дни беспорядков и анархии не пострадал, однако, по словам миссионера-иезуита Дамиана Войцеховского, их прихожане опасаются посещать богослужения. Так, в городе Ош на юге Киргизии в последнее время месса не служится даже по воскресеньям.
Пока нельзя делать выводы о том, что причиной мародерских нападений и захватов стала возросшая религиозная и национальная нетерпимость. Скорее следует говорить о том, что погромы, грабежи и поджоги – традиционный фон любых революционных событий, особенно в таких бедных странах, как Киргизия.