Нынешний год отмечен одним общественно важным событием, значение которого в равной степени связано с интересами Российского государства как в сфере международных отношений, так и внутри страны. Пять лет назад Российская Федерация решением 32-й сессии министров иностранных дел государств – членов Организации Исламская Конференция (ОИК), которая проходила в столице Йеменской Республики Сане, была единогласно принята на правах наблюдателя в состав этой организации.
Наиболее перспективной для интересов огромной мусульманской уммы представляется компромиссная модель «аль-васатыйа» – «срединного пути», которая как имеет опору в самом Коране, так и отвечает задачам современного развития межрелигиозного диалога и международного сотрудничества. В ней содержится рецепт идеи общечеловеческого единства на основе признания общечеловеческих ценностей. Рождение в начале ХХI века глобального миротворческого проекта «аль-васатыйа» можно считать в известном смысле реализацией слов Корана: «Пришла истина и исчезла ложь» (17:81). Идеи «аль-васатыйи», под которой подразумевается умеренная модель ислама, находили поддержку и богословское обоснование в предшествующие эпохи. Это то «хорошо забытое старое», реанимацией которого занимается большая группа арабских ученых во главе с доктором Аделем аль-Фаляхом (Кувейт) и шейхом Йусуфом аль-Кардави (Катар).
Идеи компромисса, «срединного решения дел» («хайру-ль-умур авсатуха») в общественной и политической жизни халифата содержались уже в трудах известных мыслителей Средневековья аль-Кинди (801–873), аль-Фараби (872–950), Ибн-Сины (980–1037), Ибн Мискавейха (ум. в 1030). Гуманистические интерпретации слов Корана: «Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины» (2:143) – можно найти и в сочинениях известных мыслителей Нового времени. Арабский просветитель Абд ар-Рахман аль-Кавакиби в сочинении «Природа деспотизма и гибель порабощения», опираясь на традиции учения мутазилитов (VIII–IX века), отстаивает принципы разумности, на которых должно строиться человеческое общество. Широко привлекая сакральную нарративную традицию и прежде всего хадисы, он ратует за умеренность («итидаль») и рациональное использование всего, что даровано Всевышним человеку. Многие яркие представители мусульманской мысли (Мухаммад Абдо, Муса Биги, Мухаммад Икбаль) раскрывали огромный миротворческий потенциал ислама, указывая при этом на гибкость интерпретации коранических принципов при неизменности акыды – исламского исповедания веры. В российском исламе автор концепции «Рахмат илляхия умумияты» («Всеохватности божьей милости») ученый-энциклопедист Муса Биги (ум. в 1949) в своих работах также опирается на принципы «золотой середины».
Идеи поиска взаимных компромиссов при отказе от «такфира», терпимости и снисхождении друг к другу лежат в основе Амманской декларации (итогового документа Международной мусульманской конференции, состоявшейся в июле 2005 года в столице Иордании), а также резолюций Мадридского конгресса, который проходил под эгидой монархов Саудовской Аравии и Испании в июле 2008 года в испанской столице. О широком обращении к практике «аль-васатыйи» говорилось на международной конференции в Москве «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности» (сентябрь 2009 года).
С другой стороны, развертывание идеологии «аль-васатыйи» – это действенное средство против исламофобии, налаживания диалога с западной цивилизацией через популяризацию духовных принципов ислама. Задача «аль-васатыйи» – снять тяжкое бремя ответственности мусульманского сообщества за противоправные действия людей, которые, действуя под прикрытием исламских лозунгов, творят безответственные поступки, забывая об известном предписании: «Ля дарар ва ля дирар» – поступай и делай все с пониманием ответственности перед Всевышним.
Последовательное претворение в жизнь идей «аль-васатыйи» позволит приверженцам авраамических религий выстроить новую парадигму взаимоотношений на основе общих духовных корней. Одновременно это путь избежать дискриминации и ксенофобии на религиозной и расовой почве, а также обозначить пути решения проблемы социального и политического отчуждения, заниженной самооценки и деморализации.