Сторонники исламских порядков выступают против диктата военных.
Фото Reuters
В турецком городе Мерсине 3 марта прошла демонстрация по поводу 86-й годовщины отмены халифата. В этот день в 1924 году основатель Турецкой Республики Кемаль Ататюрк провозгласил ликвидацию единого государства мусульман всего мира, формальным главой которого до этого момента считался турецкий султан. Женщины – сторонницы оппозиционной Народно-республиканской партии, придерживающейся кемалистских взглядов, отметили это событие, разорвав на площади Мерсина черный чаршаф (традиционное одеяние мусульманских женщин, скрывающее очертания фигуры). Свои действия они назвали демонстративной попыткой защиты свободы и демократии в Турецкой Республике.
Возможно, демонстрация жительниц Мерсина стала реакцией на заявление премьер-министра Турции Таипа Эрдогана, сделанное 28 февраля. Глава правительства обещал к концу марта представить на рассмотрение парламента проект реформы Конституции страны. «Мы не собираемся менять Конституцию от А до Я», – приводят высказывание Эрдогана турецкие СМИ. Изменения касаются некоторых положений основного документа, обеспечивающих незыблемость светского характера государства. В частности, в Конституции, принятой в 1982 году, есть норма, позволяющая Конституционному суду запрещать политическую партию, деятельность которой угрожает светским основам республики. В 2008 году Генеральная прокуратура Турции предприняла попытку запретить правящую Партию справедливости и развития (ПСС), в том числе было выдвинуто требование запрета на политическую деятельность премьера Таипа Эрдогана и президента страны Абдуллы Гюля. Основанием для иска прокуратуры тогда стала законодательная инициатива ПСС относительно ношения хиджаба в учебных заведениях страны.
За неделю до нынешнего заявления Эрдогана об изменениях в Конституции были арестованы по обвинению в подготовке антиправительственного заговора более 60 высокопоставленных офицеров – как отставных, так и действующих.
По версии следствия, заговорщики намеревались организовать серию взрывов в мечетях и музеях, а затем под предлогом восстановления стабильности свергнуть правящую Партию справедливости и развития.
Происходящее в последнее время в Турции многие западные СМИ охарактеризовали как проявления исламизации страны. Такая реакция западной прессы удивляет заведующую сектора Турции Центра изучения Среднего и Ближнего Востока Института востоковедения РАН Наталию Ульченко. «Стремление оказаться в Евросоюзе в большой степени стало побудительным мотивом этих инициатив, которые трактуются как общая демократизация жизни Турции, – сказала в интервью «НГР» Наталия Ульченко. – Происходит унификация законодательства с нормами ЕС. Однако результаты этого процесса, с учетом специфики страны, сложно прогнозировать. В какой-то степени они могут опережать реальное состояние общества и стать фактором дестабилизации в стране. Многие опасаются развития Турции не по пути западной демократии, а по образцу соседей на Востоке», – заключила Ульченко.
На днях поддержка правительственной инициативы пришла с неожиданной стороны. Внесение изменений в Основной закон страны поддержал Салахадин Демирташ – председатель Партии мира и демократии, выражающей политические интересы курдов. Он лишь укорил правящую партию в том, что она пытается быть «демократической и мусульманской сама для себя».