Президент Индонезии Бамбанг Юдхойоно 10 марта подтвердил, что убитым накануне террористом был один из лидеров исламистской группировки «Джемаа Исламия» Дулматин: «У меня для вас хорошие новости. Мы подтверждаем, что среди убитых был Дулматин – один из самых разыскиваемых террористов в Юго-Восточной Азии».
Ранее газеты Jakarta Post и Jakarta Sun сообщили о том, что полиция провела операцию по задержанию террористической группы, имеющей связи с «Аль-Каидой», действующей в индонезийской провинции Аче. Среди задержанных оказалось немалое число людей, причастных к террористическому акту на острове Бали в 2002 году, когда погибло свыше 200 человек. Одно из посланий участников этих деяний звучало следующим образом: «Мы заверяем мусульман, что будем вести священную войну против сионистских евреев, христиан и их проповедников до тех пор, пока Бог не наградит нас победой, или же мы погибнем в борьбе за славу Аллаха».
Кажется, усилия правительства Индонезии по противодействию религиозному экстремизму готовы поддержать умеренные мусульмане страны. Так, крупнейшая организация мусульман Индонезии «Нахдатул Улама», насчитывающая в своих рядах 40 млн. членов, намерена играть ведущую роль в борьбе с исламским терроризмом. С таким сообщением выступил ее руководитель Хасим Музади в преддверии конгресса «Нахдатул Улама», запланированного на 22–27 марта в Макассаре (провинция Южный Сулавеси). Конгресс ставит своей задачей формулирование стратегической программы организации на последующие годы. Выступая на семинаре, предшествующем конгрессу, Музади отметил, что, несмотря на внешнее спокойствие, индонезийское мусульманское сообщество является благодатной почвой для терроризма. При этом он подчеркнул подверженность индонезийцев внешним воздействиям. «Многие индонезийские мусульмане по возвращении из Ближнего Востока становятся большими арабами, чем сами арабы, а по возвращении из Соединенных Штатов большими американцами, чем американцы». Немалое воздействие на индонезийских мусульман оказывают события, происходящие на международной арене, и прежде всего в исламском мире.
Музади также высказал мнение, что исламские радикалы втягивают Индонезию в идеологическую войну недозволенными средствами. По мнению Музади, конгресс должен обсудить роль «Нахдатул Улама» в воспитании индонезийцев в духе умеренного ислама, установления которого не противоречат построению свободного плюралистического общества. В этом «Нахдатул Улама» готова к сотрудничеству со второй по числу приверженцев индонезийской организацией мусульман «Мухаммадия». Музади придает большое значение организации общенациональной компании по дерадикализации взглядов и настроений индонезийских мусульман, составляющих около 90% 240-миллионного населения страны.
Кроме того, Ассоциация исламоведов «Нахдатул Улама» (IPNU) выступила с осуждением деятельности радикальной студенческой организации (Rokhis), занимающейся распространением религиозного радикализма. IPNU настоятельно рекомендовала Министерству образования Индонезии отказаться от следования курсом, позволяющим присутствие Rokhis в качестве клуба исламских религиоведов в высших учебных заведениях страны.
Стоит отметить, что подготовка конгресса и выступление Музади практически совпали по времени с провозглашением 600-страничной фетвы глобального мусульманского движения с абсолютным осуждением терроризма и террористов-смертников. Об этом мир оповестил известный пакистанский религиозный деятель Мухаммад Таир-али-Куадри, основатель широко распространенного учения в поддержку толерантного ислама.
Как видим, организации умеренных мусульман в различных странах – и Индонезия тут не исключение – проявляют стремление более активно участвовать в общественной и даже политической жизни.