Обыск в видеостудии "Поле Куликово".
Кадры оперативной съемки
Сегодня должно вступить в законную силу решение Кировского районного суда Санкт-Петербурга в отношении одного из лидеров Союза русского народа (СРН) – главного редактора газеты «Русь Православная» Константина Душенова и двух его сторонников, обвинявшихся в разжигании межрелигиозной и межнациональной розни. Сразу после объявления вердикта суда оно получило оценку беспрецедентного, знакового и даже «способного сыграть важную роль в судьбе Русской Православной Церкви». И дело не столько в необычной суровости приговора для Душенова – три года колонии-поселения, сколько в самой этой фигуре.
Константин Юрьевич Душенов – коренной петербуржец 50 лет от роду. После окончания средней школы пошел по стопам своего деда, офицера Северного флота, и выбрал профессию военного. Окончив адъюнктуру Военно-строительного института имени Комаровского, пошел служить на флот. Однако военная карьера у него как-то не задалась. Почему? Дело темное, поскольку версии произошедшего у самого Константина Юрьевича и у его бывшего командования сильно разнятся. Первый утверждает, что дело имело политическую подоплеку, оппоненты же называли причины более прозаические: что-то связанное с неоднократными нарушениями дисциплины и порчей имущества.
Так или иначе, с флота Душенову пришлось уйти. Обида на «несправедливость» и поиски ее первопричины привели его в аппарат митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). Известный своими ультрарадикальными взглядами и приверженностью к разного рода конспирологическим теориям, владыка помог раскрыться творческим талантам Душенова, развившимся вскоре настолько, что митрополиту не стыдно было ставить свое имя под трудами своего «пресс-секретаря».
В декабре 1995 года митрополит Иоанн умер. Вызванная сим скорбным событием печаль Душенова несоразмерно возросла после того, как новым главой Санкт-Петербургской кафедры Священный Синод назначил митрополита Владимира (Котлярова). Новый глава епархии, мягко говоря, без восторга относился к творчеству Константина Юрьевича, в результате чего тот ушел в жесткую оппозицию и с 1996 года возглавил редакцию газеты «Русь Православная», выходившей тогда как приложение к коммунистической «Советской России».
Соратником оппозиционера стал писатель Михаил Назаров, биография коего еще более удивительна. В 1975 году выпускник советского вуза, направленный на работу в Алжир, бежал в одну из западноевропейских стран, затем оказался в ФРГ, где вступил в Народно-трудовой союз (НТС), чье сотрудничество в годы Великой Отечественной с нацистами и власовцами, а после войны с ЦРУ ни для кого не было тайной. Очень быстро политический беженец из СССР вошел в руководство НТС и даже возглавил его издательство «Посев». Вернувшись в конце 1993 года в Россию, он примкнул к политической оппозиции и на квартире бывшего вице-президента России Александра Руцкого познакомился с Душеновым.
В лице Назарова Душенов нашел хорошего учителя. В результате в авторский лексикон Константина Юрьевича прочно вошли термины «электронный концлагерь», «еврейский фашизм», «богомерзкая демократическая власть и ее приспешники из церковной иерархии». Творческая активность Душенова все более явственно стала принимать параноидально-конспирологический и алармистско-апокалиптический характер. В октябре 1997 года Синод РПЦ осудил его газету как «продолжающую борьбу против Церкви, которая ранее велась под знаменем государственного атеизма, а теперь дерзостно прикрывается ложно понятой «заботой» о состоянии церковной жизни». Повторно осудил ее в октябре 2004 года Патриарх Алексий II: «Это не люди верующие, а лица, которые хотят внести разделения в жизнь Церкви. Мы знаем немало таких людей, которые имеют средства и издают газеты (такие как, например, «Русь Православная»), дискредитирующие Церковь». От душеновской газеты к тому времени публично открестились и практически все вменяемые православные и национал-патриотические издания.
Дальнейшее развитие деятельности Константина Юрьевича, обладавшего на фоне своих единомышленников недюжими организаторскими талантами и энергией, с той поры логично переместилось в уже откровенно экстремистское русло. Он создал видеокомпанию «Поле Куликово», где и снял в 2005 году фильм про «еврейский геноцид русского народа», и принял самое активное участие в деятельности движения «Жить без страха иудейска». На последнем стоит остановиться отдельно.
Широкую и скандальную известность оно получило после появления в начале 2005 года «Письма 500», направленного им в Генеральную прокуратуру. В обращении проводился анализ русского перевода кодекса галахических законов «Кицур Шульхан Арух» и ставилось требование «возбудить дело о запрете в нашей стране экстремистских религиозных и национальных еврейских объединений».
Вскоре, правда, выяснилось, что идея обращения в Генпрокуратуру принадлежит не «православным патриотам», а их прямым оппонентам – язычникам. Оказалось, что еще в 2002 году Александр Аратов, известный тем, что его издательство занималось распространением таких известных у неонацистов трудов, как «Майн кампф», «Удар русских богов» и «Иисус Христос – гомосексуалист», опубликовал в своей газете «Русская правда» достаточно похожее обращение под названием «Заявление о суде над еврейскими организациями». Стоит отметить, что среди тех, кто первыми поставил свои подписи под «Письмом 500», оказались представители организаций, чье отношение к христианству является откровенно враждебным. Например, это главный редактор новороссийской газеты «За Русь!» Сергей Путинцев, считающий, что «с помощью христианства Русь закабалена жидами и поэтому с помощью христианства Русь от жидов не освободить» («За Русь!», № 1 (26), 2000). Идея обратиться в Генпрокуратуру с требованием запретить еврейские религиозные и национальные организации неожиданно объединила в 2005 году Душенова с Путинцевым, но, как видим, к защите православия она уже никакого отношения не имеет...
Параноидальный по своей сути текст никогда не вызвал бы широкой огласки и резонанса, если бы не несколько странных обстоятельств. Душенов опубликовал «Письмо 500» в своей газете прямо накануне поездки Владимира Путина в Польшу, где он должен был принять участие в мероприятиях, посвященных 60-летию освобождения советскими войсками узников концлагеря Освенцим. В итоге президенту России пришлось оправдываться перед главами иностранных государств и журналистами, а МИД был вынужден выступить с официальным заявлением о том, что текст обращения «не имеет ничего общего с официальной позицией российского руководства, которое решительно отвергает любые проявления межнациональной розни и ксенофобии».
Действия Назарова и Душенова вызвали раздражение даже у их соратников по черносотенному лагерю, демонстративно изгнавшими их в 2006 году из Союза русского народа за провокационную деятельность и создание нелегитимного отделения в Питере. Все это также сопровождалось скандалами, самыми громкими из которых стали публичное обвинение Назарова в давнем сотрудничестве с ЦРУ, а также драка Душенова с одним из его идейных противников прямо на II съезде СРН.
Наконец, кончилось терпение и у правоохранительных органов. В марте 2007 года люди в форме спецназа ворвались в помещение видеокомпании «Поле Куликово» и, неаккуратно положив всех присутствовавших в нем лицом в пол, провели обыск.
Реакцией на него стало письмо в прокуратуру Санкт-Петербурга за подписью одного из заместителей генерального прокурора, содержащее требования разобраться с нарушениями закона, якобы имевшими место в ходе проведенных следственных действий. Говорят, что это письмо с помощью своих связей инициировал один из тех, кого следователи питерской прокуратуры задержали в видеостудии. Несмотря на давление извне, в октябре 2007 года Душенову и двум его подельникам было предъявлено обвинение в организации преступной группы для проведения экстремистской деятельности в форме разжигания религиозной розни. В феврале 2008 года дело было передано в суд.
Затянувшийся ход судебного разбирательства носил весьма необычный характер. Во время заседаний вокруг здания суда крестным ходом ходила группа людей с иконами, превращавшая каждый выход Душенова к народу в театрализованное представление с общим фотографированием на память и мини-митингом. Обычно Константин Юрьевич подбадривал собравшихся чем-то вроде: «Пройдет лет десять, будет наша уважаемая судья Ксения Михайловна вести процесс, скажем, по обвинению еврейских фашистов, жидовских нацистов». Себя же перед лицом суда он так и не признал виновным, более того, после оглашения приговора высказался в том духе, что это не последний его процесс и в будущем он может быть посажен еще и еще раз, поскольку преследуется сугубо за свои религиозные убеждения, которые не собирается менять.
Понятно, что нашему герою очень хочется повторить подвиг пламенных революционеров и оказаться в ссылке, ну если не в селе Шушенском, то по крайней мере в Туруханском крае, чтобы потом с триумфом вернуться в мятежный Петроград. Но удастся ли ему переломить ход истории и стать пассионарием новой, консервативной революции в России? Это вызывает большие сомнения и скепсис. Поживем – увидим! Но как-то все очень узнаваемо┘