Архиерейский собор Сербской Православной Церкви (СПЦ) 22 января должен избрать преемника скончавшегося 15 ноября 2009 года Патриарха Павла. В Соборе должны принять участие 5 митрополитов и 41 архиерей как из Сербии (19), так и из соседних Боснии и Герцеговины (5) и Черногории (2), а также из других стран бывшей Югославии (4 из Македонии, 5 из Хорватии), 5 из США и Канады, 3 из Западной Европы и 1 из Австралии. География епархий охватывает всю зону расселения сербов как на Балканах, так и в зарубежной диаспоре. Зона влияния СПЦ заметно выходит за пределы границ собственно Сербии, и Церковь является весомым фактором в Черногории, Македонии и Боснии.
Основной задачей нового главы СПЦ, кто бы им ни стал, будет сохранение единства Церкви. На протяжении последних лет такой скрепой церковного единства был ныне покойный Патриарх Павел.
Перед новым Предстоятелем встанут серьезные проблемы: положение Церкви в Македонии и Черногории, где епархии СПЦ подвергаются политическому давлению местных властей, стремящихся создать неканонические национальные структуры; положение Церкви в Косово, преодоление разногласий в среде епископата.
В обозримом будущем никто из вероятных преемников не будет обладать сопоставимым с покойным личным моральным авторитетом в сербском обществе. Истинный христианин и монах, Патриарх Павел пользовался настолько безупречной репутацией в разнородном сербском обществе, безотносительно к политической ориентации, что она в значительной степени прикрывала разного рода щекотливые ситуации, в которые были вовлечены отдельные представители епископата.
Способ избрания нового главы Сербской Церкви имеет свои отличия от других православных Церквей. После выдвижения кандидатов голосованием епископов поочередно определяются три претендента, которых поддержит наибольшее число членов Собора (более 50% в каждом случае). Далее их имена в запечатанных конвертах помещаются в богослужебное Евангелие в алтаре патриаршей часовни Св. Симеона Мироточивого, а один из игуменов сербских монастырей затем достанет конверт с именем нового Патриарха и передаст его старейшему из архиереев. Такой метод призван защитить Церковь от излишнего давления светских властей, имеющих свои интересы в религиозных делах.
Чьи же имена могут оказаться в запечатанных конвертах?
Современный сербский епископат весьма неоднороден в своих богословских и политических взглядах, что осложняет формирование крупных электоральных групп. В последние десятилетия принято выделять две основные группы иерархов – так называемые «греческую» и «боснийскую». К «грекам» относят епископов, получивших богословское образование в Греции, их считают сторонниками богослужебных новаций, сторонниками экуменических взглядов. «Боснийцы» считаются консерваторами, хранителями традиционного благочестия и национальных заветов, защитниками Сербской Церкви от католической экспансии. Однако и эти группировки являются скорее идейными течениями без жесткой, тем более электоральной дисциплины. Их участники могут находиться друг с другом в сложных отношениях, а широкая автономия епархий СПЦ существенно ослабляет возможности задействования административного ресурса синодальных учреждений.
Наблюдатели говорят о двух иерархах, имеющих высокие шансы на вхождение в тройку претендентов – нынешнем Патриаршем местоблюстителе митрополите Черногорском и Приморском Амфилохие (Радовиче) как кандидате «греческой» линии и митрополите Зворничко-Тузланском Василии (Качавенде) как представителе «боснийцев». Однако еще сейчас невозможно твердо говорить о том, что даже эти иерархи смогут обеспечить себе необходимые для выдвижения 23 голоса. В таких условиях резко возрастает роль ряда авторитетных архиереев, имеющих влияние даже на небольшие группы своих коллег. К их числу относят митрополита Люблянско-Загребского Йована (Павловича), епископов Баня-Лукского Ефрема (Милутиновича), Рашко-Призренского Артемия (Радосавлевича), Нишского Иринея (Гавриловича). Что же касается третьего имени, то пока прогнозировать его еще сложнее.
Кстати, в 1991 году покойный Патриарх Павел не рассматривался в качестве реального кандидата на патриарший престол, а его кандидатура попала в «тройку» лишь после девятого раунда голосования.