В Соловецком монастыре была опробована новая модель взаимоотношения монашеской братии и музея, когда директором культурного учреждения по совместительству стал наместник обители.
Фото Геннадия Смирнова
Бывает так, что события, казалось бы, напрямую друг с другом не связанные, складываются в единую картину. И эта общая мозаика событий красноречивее любых комментариев.
Вот пример. В обществе активно идет обсуждение обещания премьер-министра Владимира Путина передать РПЦ в безвозмездное и бессрочное пользование имущество, отнятое у Церкви в годы советской власти. Это обещание прозвучало во время визита председателя правительства к Патриарху Кириллу в Данилов монастырь 5 января, накануне Рождества. Правительство готовит соответствующие законопроекты. Путин сообщил, что уже в этом году Московскому Патриархату вернут Новодевичий монастырь, где сейчас располагается филиал Государственного Исторического музея и хранится очень богатая коллекция произведений искусства.
Существование одного музея оказывается под вопросом, зато взамен появляется другой. Новый наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл (Покровский) сообщил агентству Интерфакс о своем намерении создать в обители «музей православного исповедничества», посвященный истории большевистских гонений на Церковь. Наместник ссылается на тот факт, что в некрополе обители погребены останки вождей белого движения генералов Антона Деникина и Владимира Каппеля, писателей Александра Солженицына и Ивана Шмелева, а также эмигрантского философа и политолога, сочувствовавшего фашистской идеологии, Ивана Ильина. «У могил генералов Деникина и Каппеля логично проводить военные присяги, у могил Ильина и Солженицына – уроки истории», – говорит епископ Кирилл. Пользуясь логикой епископа, задуманный музей следовало бы назвать «музеем белого движения и торжества антикоммунизма».
Возвращение памятников церковной архитектуры рассматривается государством как жест примирения, восстановления исторической справедливости перед религиозными организациями, пострадавшими от большевистских гонений. Однако этот жест, судя по всему, воспринимается не так давно гонимой Церковью как возможность взять реванш – сразу и сполна! Национализировав в 1920-е годы Новодевичий монастырь, большевики создали в нем музей «освобожденной женщины». Но уже через десятилетие советская власть проявила гибкость, используя музейное пространство монастыря для хранения коллекции церковного искусства. В случае с проектом «музея православных исповедников» в Донском монастыре мы наблюдаем поистине большевистскую непримиримость со стороны некоторых представителей Церкви к тем, кого они продолжают считать врагами.
«Новодевичий монастырь обязательно будет выполнять культурно-просветительскую функцию. Музейная жизнь будет», – пообещал глава пресс-службы Московского Патриарха священник Владимир Вигилянский. Однако представитель Патриархии понимает просвещение по-своему. Вигилянский предположил, что скорее всего директором монастырского музея будет настоятельница обители игуменья Маргарита (Феоктистова), и от нее будет зависеть, какую форму примет «соработничество» с Государственным Историческим музеем.
К чему уже привело «соработничество» Церкви и государства в Соловецком монастыре, известно. Наместник знаменитой обители архимандрит Порфирий (Шутов) стал по совместительству и директором расположенного на ее территории музея. Архимандрит Порфирий, кажется, далек от искусствоведения, но имеет опыт службы казначеем Троице-Сергиевой лавры и хотя бы может наладить учет поступающих от туризма на Соловки денег. Но о квалификации игуменьи Маргариты мы пока ничего не знаем.
Известна реакция директора музея «Новодевичий монастырь» Марины Шведовой на планы государства передать обитель Церкви. «Это окончательное и бесповоротное решение нашего государства выглядело внутри музейного сообщества и лично для меня... ну, как дубиной огрели», – призналась Марина Шведова на пресс-конференции в понедельник. «Хотя наш министр культуры и высказал такую мысль, что фонд Новодевичьего монастыря – это и есть сам Новодевичий монастырь, но это не соответствует действительности, – заявила она. – Фонд Новодевичьего монастыря создавался в советские годы – в 1928–1930 годах на основе Гохрана. В результате коллекцию, хранящуюся в Новодевичьем монастыре, только условно можно считать церковным и монастырским собранием.
Возвращение храма Cвятых апостолов Петра и Павла в Москве – давнее желание Католической Церкви. Фото автора |
В Гохран свозилось все, что исчезало в Москве из церквей и монастырей, и, таким образом, это был результат какого-то черного передела, который был осуществлен в эти годы. Самое ужасное, что мы сейчас снова стоим перед каким-то вариантом такого же передела», – резюмировала директор музея.
О том, каким неудобным может быть соседство обычных граждан с монашеской братией, многое могут сказать жители карельского острова Валаам. В ближайшее время тринадцать семей переедут с острова в город Сортавала. Вообще 115 жителей Валаама выразили желание переехать на материк с острова, где развил бурную духовную и хозяйственную деятельность знаменитый монастырь.
Итогами встречи премьера и Патриарха 5 января оказались разочарованы также представители других религиозных организаций России, опрошенные «НГР». Во времена антирелигиозных гонений 1920-х годов пострадала не одна только Православная Церковь. Имущество культового назначения было реквизировано также у старообрядцев, католиков, иудеев. Правопреемники дореволюционных общин разных вероисповеданий также надеются на внимание государства. Причем речь идет не только о передаче зданий и предметов культа, но и средств на реставрацию, ведь российская власть обещала РПЦ не просто передать имущество, но выделить 2 млрд. руб. на восстановление возвращаемых памятников истории и искусства.
«Для нас это больная тема, – говорит руководитель издательского отдела Русской Православной Старообрядческой Церкви Александр Антонов. – В Гавриковом переулке в Москве замечательный храм скульптора Бондаренко, жемчужина архитектуры начала XX века. До сих пор в этой церкви находится спортклуб. Нам десятилетиями говорят, что вернут, но пока дело не сдвинулось с мертвой точки».
Антонов сообщил, что в последнее время старообрядцы не вели переговоров с властью по этому поводу, но после встречи Путина и Кирилла собираются вновь поднять вопрос о своих храмах в разных городах России.
Генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский заявил «НГР»: «Мы надеемся, что Католическая Церковь, как и другие конфессии, сможет воспользоваться этой законодательной инициативой. У Католической Церкви есть объекты, которые принадлежали ей до революции и которыми она желала бы сейчас пользоваться. В частности, один из самых сложных вопросов – храм Святых апостолов Петра и Павла в Москве в Милютинском переулке. В начале 1990-х годов он был приватизирован. Очень трудно эту проблему решить, потому что приватизация прошла в соответствии с действующим тогда законодательством».
Ковалевский также сообщил, что функционирующие ныне в Москве католические храмы Св. Людовика и Непорочного Зачатия принадлежат государству, и российских католиков эта ситуация устраивает. Содержание культовых зданий – непосильная ноша для католической митрополии в России.
А вот президент Федерации еврейских общин России Александр Борода считает, что еврейским организациям было бы удобнее всего иметь имущество религиозного назначения не в безвозмездном пользовании, а вообще в собственности. «Иностранные спонсоры не понимают, что такое безвозмездное пользование, – поясняет Борода. – Они боятся, что синагогу в любой момент могут отобрать, и не вкладывают деньги. Кроме того, собственник имеет право наблюдать за использованием собственности. А иудейские общины вынуждены координировать эксплуатацию синагог с чиновниками, ведь этот вопрос не регламентирован законодательно». ФЕОР составила список из семидесяти синагог, которые до революции принадлежали еврейским общинам в разных городах России, а сейчас используются не по назначению. Александр Борода, по его словам, надеется на «более однозначно выраженную волю федерального Центра» оказать финансовую помощь по возвращению общинам этих синагог.
На встрече премьера и Патриарха Кирилла государство продемонстрировало решимость поставить точку в исторической несправедливости по отношению к Русской Церкви. Однако уже сейчас ясно, что за спиной РПЦ выстраивается довольно длинная очередь за моральной и материальной компенсацией. Кроме того, желание одним ударом разрубить гордиев узел исторической несправедливости порождает новые обиды.