Обломки ханукии были сложены у памятника господарю Стефану Великому.
Фото с сайта www.toaca.md
13 декабря с.г. группа членов православного братства Блаженной старицы Матроны Московской во главе со священником Анатолием Чибриком разбила установленную в центре Кишинева ханукию – светильник, зажигаемый иудеями на праздник Ханука, и установила на ее месте деревянный православный крест. Обломки ханукии были сложены у памятника господарю Стефану Великому (1457–1504). Они требовали, чтобы евреи «убирались из Молдовы», выкрикивали оскорбительные антисемитские лозунги. Анатолий Чибрик заявил собравшимся, что Стефан Великий защищал православную Молдавию «от всякого рода жидов», а теперь они «пришли и установили здесь свою менору», что, по словам священника, в православной стране недопустимо. В дальнейшем выяснилось, что это не первая антисемитская акция, которой руководил священник. Примерно в середине ноября на стенде перед церковью Святой Параскевы в Кишиневе, где служит Чибрик, были вывешены листовки, в которых сообщалось, что «евреи убивают христианских младенцев».
Стоит отметить, что подобные инциденты имели место и в России. 19 января 2007 года разрушена ледяная скульптура «Звезда Давида» возле красноярской синагоги. И совсем недавно, в ночь на 14 декабря 2009 года, в Смоленске антисемиты пытались повредить ханукию, но лишь повредили праздничные вывески и плакаты.
Вспоминаю 90-е годы, когда вождем консервативного крыла РПЦ был митрополит С.-Петербургский Иоанн (Снычев), существенной частью мировоззрения которого являлось подозрительное отношение к евреям-выкрестам. Патриархия тогда направляла запросы в комиссию по расследованию убийства царской семьи, требуя расследовать версию о ритуальном характере убийства. В книжных лавках православных храмов в разных регионах активно продавалась антисемитская фальшивка «Протоколы сионских мудрецов», черносотенные труды Сергея Нилуса, Олега Платонова.
В 2007 году епископ Чукотский Диомид (Дзюбан) выступил с рядом посланий, отражающих идеологию православных фундаменталистов: у христиан не может быть общего Всевышнего с иудеями, про которых было сказано: «Отец ваш – Диавол». В дальнейшем он предложил ввести в молитвы просьбу об избавлении от «богопротивного ига иудейского», а также составил специальную молитву «о поминовении от иудеев умученных», в которой иудеи именовались «сатанинскими клевретами». В 2008 году Диомид был снят со своего поста, а затем и запрещен в служении, но не в связи со своими антисемитскими инвективами, а потому, что встал в прямую оппозицию к Патриарху и Синоду. Кстати, кишиневский протоиерей являлся активным сторонником епископа Диомида.
28 февраля 2007 года секретарь Отдела внешних церковных связей Московского патриархата по межхристианским отношениям священник Игорь Выжанов фактически поддержал обращение епископа Диомида, заявив о неприятии РПЦ положений Экуменической хартии, которые «предлагают христианам каяться за преследование евреев».
Архиепископ Владивостокский и Приморский Вениамин в последние годы не позволяет себе громких высказываний подобно Диомиду. Однако именно по его благословению в 2009 году были выпущены антисемитские опусы преподавательницы Академии Генштаба Татьяны Грачевой «Невидимая Хазария» и «Святая Русь против невидимой Хазарии».
Чего стоит «открытие» протодиаконом Андреем Кураевым, что происхождение традиции празднования 23 февраля и 8 Марта восходит к еврейскому празднику Пурим, трактуемому исключительно как день истребления евреями конкурировавшей с ними персидской элиты.
31 января 2008 года председатель православного братства «Радонеж» Евгений Никифоров в интервью интернет-агентству «Русская линия» выразил недовольство от проведения в российских школах уроков Холокоста на том основании, что в России должны изучать «русский Холокост» – так радикальные националисты именуют террор 1917–1953 годов, полагая, что он направлялся евреями исключительно против русских.
В апреле 2008 года доцентом кафедры социальной работы Института гуманитарных наук Тюменского государственного нефтегазового университета и членом Миссионерского отдела Тобольско-Тюменской епархии Русской Православной Церкви Светланой Шестаковой была прочитана лекция в рамках курса «Основ религиозной культуры» при кафедре религиоведения Института гуманитарных наук Тюменского нефтегазового университета для желающих преподавать ОПК в школах. В лекции содержались оскорбительные и ксенофобские пассажи в отношении значительного числа конфессий и деноминаций.
В отношении иудаизма Светлана Шестакова воспроизвела пресловутый «кровавый навет», заявив о том, что в маце «в малом количестве кровь православных людей, которые мученически замучили там» (стиль оригинала сохранен - А.Б.). Затем последовало обвинение в ритуальном убийстве евреями семьи Николая II: «они были исколоты, там надо исколоть живого человека, пока он не умер, пока он мучается, вытечет вся кровь. Именно так замучили царевича Алексея на глазах родителей, потом убили царя и царицу».
Отмечу, что синагоги, офисы еврейских общин, общинные центры в России остаются одними из наиболее часто атакуемых национал-радикалами культовых зданий (в 2006-м было зафиксировано 14 подобных случаев, в 2007-м – 8, в 2008-м – 9, в январе–ноябре 2009 года – 9). Наиболее известной акцией подобного рода стала резня в синагоге на Большой Бронной в Москве 11 января 2006 года, когда 20-летний москвич Александр Копцев напал с ножом на прихожан во время молитвы. В результате пострадали восемь человек, среди которых – граждане России, Израиля, Таджикистана.
Никто из лидеров РПЦ это преступление не осудил. Промолчали они и в связи с инцидентом в Кишиневе. Видимо, забыты слова Патриарха Алексия II, произнесенные 13 сентября 1991 года перед американскими раввинами: «К сожалению, сегодня, в трудное для нашего общества время антисемитские настроения в нашей жизни проявляются довольно часто. У этих настроений, распространенных среди крайних экстремистов, правых шовинистических групп, есть питательная среда: общий кризис, рост национального обособления... Задача Русской Церкви помочь нашему народу победить зло обособления, этнической вражды, узкоэгоистического национал-шовинизма».