Протоиерей Всеволод Чаплин задумался о духовно-нравственном воспитании бизнес-элиты.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин предложил российским предпринимателям создать общественный совет, который бы следил за «нравственным поведением бизнеса». По мысли протоиерея Чаплина, этот совет «оценивал бы конкретно, с именами и фактами, лучшие практики и худшие случаи».
Напомним, что Русская православная церковь несколько лет назад сформулировала свою «Социальную концепцию», а при Патриархе Московском и всея Руси существует Экспертный совет «Экономика и этика» (интервью с руководителем этой структуры см. в «НГР» № 17 (255). Другое дело, что в прошлые годы пожелания Церкви так и оставались благими намерениями, с которыми каждый верующий предприниматель мог согласовывать свою деятельность.
Теперь же Патриарх Кирилл становится весомой фигурой в политике, пользуется авторитетом в Кремле, и в результате в Московской Патриархии, возможно, почувствовали, что в их распоряжении появились новые способы воздействия на людские души повесомее увещеваний и благопожеланий.
Конечно, речь не идет о церковной десятине для христиан или коробочном сборе для евреев черты оседлости в Российской империи. Протоиерей Чаплин всего лишь дает бизнесменам бесплатный совет: предприниматели могли бы из своей среды выдвинуть коллегию по нравственности и следить друг за другом. Причем надо заметить, что представитель Московского Патриархата демонстрирует удивительную широту взглядов. Он не упоминает, какую именно нравственность имеет в виду – православную, иудейскую или мусульманскую.
Протоиерей Чаплин по долгу службы часто бывает на официальных мероприятиях представителей неправославных религиозных организаций. На этих встречах он имеет возможность слышать признания предпринимателей иудейского или мусульманского вероисповедания о том, что они часто жертвуют деньги на культовые надобности чужих для себя религий. Эта практика хоть и противоречит ортодоксальным установлениям традиционных религий, но помогает установить взаимопонимание с религиозным или национальным большинством той или иной страны СНГ. Детали зависят от государства. Например, в России больше достается православным храмам, в Казахстане – мечетям. Возможно, протоиерей Чаплин очарован этими проявлениями благоприобретенной постсоветскими бизнесменами толерантности и не считает зазорным, будучи представителем Православной церкви, выступать от имени других вероисповеданий.
Другое дело, что «перекрестная» благотворительность может служить своеобразной маскировкой для бизнеса, происхождение которого, скажем так, не совсем прозрачно. Как тогда оценить нравственность того или иного предпринимателя? По суммам, выделяемым им на благотворительность, или по соответствию нормам религиозной морали, даже если она идет вразрез с интересами бизнеса? Если последнее, то это может нанести ущерб многим банкирам.
И еще вопрос. Кто же будут эти судьи, готовые беспристрастно вмешиваться в дела своих коллег, а возможно, и конкурентов? Вообще в наше время среди предпринимателей трудно найти тех благочестивых, ревностных в своей вере купцов, которых мы встречаем на страницах романов Лескова, Мельникова-Печерского, Горького. Нынешние бизнесмены в религиозном смысле скорее нигилисты.
В современных условиях получится так, что предприниматели еврейского происхождения должны оценивать деятельность бизнесменов православного вероисповедания в соответствии с нормами Талмуда, а мусульмане – подходить к христианам и иудеям с мерой шариатских правил.
Другой путь – поделить предпринимателей России на «секции», разобрать их по категориям и над каждым поставить своих наставников. Сейчас подобный процесс готовится в армии и в школе. Такой способ приведет к дальнейшей сегрегации общества, и так разбегающегося по национальным и религиозным углам. Бог один, но служат ему по-разному.