Зачастую православные книжные лавки предлагают книги довольно сомнительного содержания.
Фото Reuters
На прошедшем 18 ноября в Красном зале храма Христа Спасителя заседании Издательского совета Русской Православной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сделал два важных заявления, суть и последствия которых стоит разобрать.
Первое: «Необходимо публиковать как списки рекомендованных для библиотек изданий, так и списки нерекомендованных». Необходимо, по его мнению, ввести церковную экспертизу книг, по результатам которой книга может быть разрешена, и получить один из двух типов лицензии «Одобрено Издательским советом» (это книги, «особенно полезные для Церкви») и «Разрешено к печати». Списки разрешенных (или не разрешенных) к печати книг будут печататься в «Православном книжном обозрении».
Протодиакон Андрей Кураев в телефонном интервью радио «Эхо Москвы» в тот же день объяснил смысл этой инициативы Патриарха: «Это чтобы книги фашизоидной направленности, просталинистские, книги, содержащие дикие суеверия, тоталитарные настроения, атмосферу тоталитарных сект, потому что такое иногда бывает в православии; чтобы такого рода книги, которые могут разрушить человеческую душу, свободу и разум, от имени Церкви не предлагались». Он также подтвердил предположение радиоведущего, что планируется создать «черный список литературы, книги из которого уже нельзя будет найти в церковных лавках или библиотеках».
Можно даже предположить, что послужило своего рода толчком к принятию такого решения – в вышедшем 16 ноября номере журнала «Огонек» были приведены примеры массово издающейся православной литературы, популяризирующей «кровавый навет» о «ритуальных убийствах евреями христиан и употреблении ими христианской крови», и констатировалось, «что этот предрассудок никому в голову не приходит лечить».
Действительно, трудно не заметить, что зачастую «православные книжные лавки» для своих покупателей предлагают книги довольно сомнительного содержания: «Протоколы сионских мудрецов», книги их первого публикатора Сергея Нилуса, воспоминания князя Жевахова (обвинявшего евреев в заговоре против христиан, а в эмиграции сотрудничавшего с фашистами) и т.п. Есть там и новейшая «православная» литература, и видеофильмы подобного плана, среди которых наиболее популярен снятый главным редактором газеты «Русь Православная» Душеновым фильм «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа». В прошлом году было возбуждено уголовное дело по факту демонстрации этого фильма и продажи DVD-дисков с ним в библиотеке Воскресенского подворья в Череповце.
Бороться с этим – дело благое, другое дело, не придется ли опасаться уже появления ремейка известного «Индекса запрещенных книг» (Index Librorum Prohibitorum). Впрочем, протодиакон Кураев такое предположение в интервью «Эху Москвы» отвергает: «Речь идет только о книгах, которые издаваемы от имени Церкви, и речь идет только о церковных библиотеках и о церковных книготорговых сетях. То есть Патриарх не собирается вмешиваться в свободу деятельности светских библиотек – школьных, общественных, публичных, городских» и «книготорговых сетей, светских, частных, государственных».
Второе внесенное на заседании предложение Патриарха: «Уже сегодня надо думать об издании литературы для трудовых мигрантов, относящихся к другим этнокультурным группам». Большое внимание должно быть уделено изданию литературы на украинском, молдавском и иных языках. «Мы же не можем ограничивать свою деятельность ареалом только русского языка, мы – многонациональная Русская Церковь», – подчеркнул Кирилл.
О необходимости вести миссионерскую деятельность среди приезжих ранее уже говорили многие представители московского духовенства. Среди них – священник Даниил Сысоев: «Мусульманами многих гастарбайтеров можно назвать достаточно условно, в мечети-то в Москве им ходить некогда, молятся обычно там же, где работают и живут».
Собственно, именно в деятельности священника Даниила Сысоева и можно найти истоки выдвинутой Патриархом инициативы о проповеди среди трудовых мигрантов.
Подготовленные в открытой им Школе миссионерского служения при храме Святого Фомы (у метро «Кантемировская» на юге Москвы) уличные миссионеры проповедуют гастарбайтерам – на стройках и рынках, дворникам – на улицах, представителям московских мусульманских диаспор – у халяльных магазинов и ресторанов национальной кухни. Итог работы – за два года крестились более 80 человек, среди которых – татары, чеченцы, дагестанцы, узбеки. В этой миссионерской школе уже перевели и напечатали Евангелие для проповеди на киргизском, таджикском и узбекском языках.
В последнее время Сысоев работал над организацией аналогичных миссионерских школ в Саратове, Ульяновске и Мурманске, именно они могли стать основой для проведения в жизнь инициативы Патриарха о проповеди среди трудовых мигрантов. Как будут развиваться события после его убийства (об этом см. статью «Выстрел в миссионерский проект Церкви» в «НГ» № 251 от 23.11.09), совершенного на следующий день после заявления Патриарха, предсказать сложно┘