Виталий Гинзбург был одним из подписавших "Письмо академиков" против клерикализации общества.
В воскресенье 8 ноября умер Виталий Лазаревич Гинзбург, физик-теоретик, академик Российской академии наук, лауреат Нобелевской премии (2003).
Помимо академических успехов Виталий Лазаревич был известен как один из немногих критиков мракобесия и шарлатанства в общественной жизни и научной деятельности. Основатель и вдохновитель Комиссии по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований при президиуме Российской академии наук, Гинзбург непрестанно защищал любимую им фундаментальную науку от множества лженаучных явлений: астрологии, уфологии, псевдоисторических теорий, нетрадиционной медицины и прочей «биоэнергоинформатики».
Расплодившиеся в хаосе 90-х годов лженаучные теории сегодня отнюдь не утратили своего влияния – мы можем читать астрологические прогнозы на полосах ведущих газет, видеть адептов «нетрадиционной медицины» в популярных телепрограммах, наблюдать, как шарлатаны всех мастей оккупируют средства массовой информации с целью заработка на человеческом невежестве. Виталий Гинзбург всегда давал решительный отпор подобного рода мистификациям, всей «дурной мистике», укореняющейся не только в общественной жизни, но и в науке.
Неоднозначные и сложные взаимоотношения связывали Виталия Гинзбурга с религией. Неутомимый борец с клерикализацией общества, противоречащей прежде всего 14-й статье Конституции России («Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»), Гинзбург вместе с другими академиками РАН 22 июля 2007 года инспирировал знаменитое «Письмо академиков», породившее, в свою очередь, ответное «Обращение 227» ученых-«клерикалов».
Гинзбург активно протестовал против введения теологии в номенклатуру специальностей Высшей аттестационной комиссии, что повлекло бы за собой появление так называемых «светских теологов» – кандидатов и докторов теологии. Учитывая, что «теологии вообще» не было и нет и что всякая теология носит конкретно конфессиональный характер, такой протест вызвал оживленное обсуждение и поддержку большей части академического гуманитарного сообщества страны.
Другим направлением общественной деятельности ученого была активная критика попыток внедрения в среднее образование предметов религиозного назначения («Основ православной культуры» etc). Академик закономерно обращал внимание как на принцип отделения религиозных организаций от системы государственного образования, так и на явную нелепость введения обязательного религиозного предмета в ситуации открытости религиозного образования в рамках религиозных учебных заведений (например, в России сегодня существует более одиннадцати тысяч воскресных православных школ).
В то же время резкую критику подчас вызывала позиция Виталия Лазаревича в отношении иудаизма в целом и иудейского образования в частности; так, ученый оказывал материальную поддержку синагог, но не как центров религиозной жизни, а как факторов консолидации еврейских общин.
Авторы первого бюллетеня «В защиту науки», издаваемого Комиссией по борьбе с лженаукой, писали в 2006 году: «Иногда кажется, что дело уже проиграно и что возврат к Средневековью – лишь вопрос времени. Вот только подрастет молодежь, которую уже обучают фоменковщине и «креационистской науке»┘ Но мы исходим из того, что еще не поздно, что даже слабое воздействие все еще может изменить траекторию развития страны. Попытаться изменить положение дел – наш долг».
Виталий Лазаревич Гинзбург свой долг выполнил. Продолжение его дела – наша задача.