Насилия в Манчестере удалось избежать благодаря полиции, разделившей противостоящие стороны и задержавшей 30 демонстрантов.
Фото Reuters
Субботний день 10 октября на площади Пикадилли гарденс в самом центре Манчестера оказался «горячим» – но бушевали не футбольные фанаты (которым традиционно отводят этот сквер), а демонстранты «Английской лиги обороны» (English Defence League, EDL) и вышедшие на контрмитинг представители движения «Объединимся против фашизма» (Unite Against Fascism), в том числе местные молодые мусульмане. По оценкам полиции, всего с обеих сторон в противостоянии участвовали до двух тысяч человек. Столкновений удалось избежать лишь благодаря действиям полиции, оцепившей несколько кварталов Манчестера и разделившей плотным строем демонстрантов.
Опасения понятны – предыдущие акции протеста EDL в центре Бирмингема 9 августа и 5 сентября (тоже субботние дни) закончились массовыми драками с пришедшими туда же антифашистами и мусульманами. По словам очевидцев, в те дни «весь центр города превратился в своего рода зону военных действий». Были задержаны десятки хулиганов, и свою демонстрацию ультраправым удалось провести лишь под защитой полиции. После таких столкновений на антиисламской демонстрации 11 сентября в лондонском районе Хэрроу британский министр по делам общин Дэнхем в интервью Guardian отметил, что «так мы можем вернуться в 1930-е годы», сравнив действия националистов с попытками «чернорубашечников» Британского союза фашистов (БСФ) Освальда Мосли посеять страх в еврейских районах лондонского Ист-Сайда в 1930-е. Тогда провокационные шествия и нападения фашистов на евреев вызвали 4 октября 1936 года события, известные как «битва на Кейбл-стрит», когда против очередного марша БСФ (собравшего 4 тысячи «чернорубашечников» из разных городов со своими знаменами и барабанщиками) на улицы Лондона под лозунгами «Они не пройдут!» вышло до 200 тысяч человек. На улицах строились баррикады, на которых с полицией, охранявшей фашистский марш, плечом к плечу дрались ортодоксальные евреи в традиционной одежде, рабочие-британцы и ирландские докеры. Молодчики Мосли в тот день были вынуждены отступить, отказаться от своего марша и провести митинг за плотными рядами полицейских (нечто похожее произошло и на митинге EDL в Бирмингеме 5 сентября – преследуемые и избиваемые антифашистами националисты под охраной полиции погрузились в автобусы и провели митинг на окраине города).
Конечно, прямые аналогии между всплесками национальной нетерпимости в Британии сейчас и в 1930-е годы проводить нельзя. EDL вообще старается выглядеть предельно нейтрально, внешне дистанцируясь от ультраправых и сосредоточившись на протестах против исламского экстремизма. В то же время, как прямо заявил один из активистов организации во время митинга в Манчестере, среди активистов EDL «много крепких бритоголовых парней, и многие из нас в прошлом футбольные фанаты. Но у нас теперь другие цели и методы».
Дебютом EDL стал прошедший 24 мая в английском городке Лутон марш, собравший до 500 молодых футбольных фанатов и бритоголовых (лица многих из них закрывали черные вязаные маски). Собравшись на городской площади, они затем прошли маршем по улицам города и попытались прорваться в кварталы, населенные мусульманами. Поводом для шествия послужили события 10 марта того же года, когда местные мусульмане (община в Лутоне – одна из наиболее быстро растущих, на 185 тысяч жителей города приходится до 20 тысяч мусульман) устроили акцию протеста против маршировавших по городу британских солдат, вернувшихся из Ирака. Мусульмане держали в руках плакаты с надписями «Британские солдаты – палачи Басры», «Убийцы детей». При этом неясно, почему марш «возмущенных британцев» прошел спустя 2,5 месяца после тех событий. Скорее речь идет о тотальной антимусульманской кампании в городе: 6 мая в Лутоне была подожжена мечеть, 2 июля в дом местного имама Нур Рамджаналли бросили «коктейль Молотова». В августе имама схватили несколько неизвестных, затолкали в багажник машины и вывезли в лес, сказав на прощанье: «Мы не хотим, чтобы в Лутоне собирались мусульмане. Если ты не прекратишь свою деятельность, мы вернемся». Имам Рамджаналли связывает нападения на него с распространявшимися в городе в те же месяцы антиисламскими листовками хорошо известной ультраправой Британской национальной партии (BNP), выделившейся в 1990-е годы из Национального фронта, основанного в 1960-е годы выходцами из фашистской партии Мосли. Депутаты от BNP заседают в местном городском совете. Вполне вероятно, что EDL – просто удобная ширма, найденная BNP для публичных действий.