Как и столетия назад, старообрядцы готовы непоколебимо стоять "за единый аз" древней веры.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера в Москве в Рогожской слободе открылся Освященный Собор Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ). В программе мероприятия есть несколько вопросов, вызывающих подчас бурные споры среди старообрядцев. Это и обсуждение пролоббированного Московской Патриархией преподавания «Духовно-нравственной культуры» в школах, и разногласия с другим крупным центром староверия – Белокриницкой митрополией, и принятие протокола встреч старообрядческих иерархов с иерархами инославными.
Последний вопрос также имеет важное значение после памятного скандала двухлетней давности, когда действующий глава РПСЦ митрополит Корнилий (Титов) приветствовал ныне покойного Патриарха Алексия II братским целованием, что вызвало возмущение среди наиболее активной части староверов. Результатом стало отпадение от Московской митрополии Дальневосточной епархии, представители которой обратились с просьбой о принятии в юрисдикцию Белокриницкой митрополии с центром в румынском городе Браила.
Главный докладчик на нынешнем Освященном Соборе – сам митрополит Корнилий. И хотя старообрядческий первоиерарх по древлеправославной традиции именует себя «мое недостоинство», это не более чем фигура речи. В действительности он держит в своих руках все бразды церковного управления, председательствуя на заседаниях Совета Митрополии. Этот орган (аналог Священного Синода в «никонианской» Русской Православной Церкви – РПЦ МП) собирается примерно раз в полгода, обсуждает и фактически решает все важные вопросы еще до вынесения их на суд Освященного Собора (аналог Поместного Собора в РПЦ). Однако в новейшей истории РПСЦ были случаи, когда Освященный Собор «бунтовал», принимая решения, которые отличались от «генеральной линии» митрополита Корнилия. Например, в 2007 году было решено ограничить встречи первоиерарха РПСЦ с представителями Московской Патриархии рамками протокола, составить который было поручено специальной комиссии. Нынешнему Освященному Собору предстоит заслушать доклад по результатам ее работы, приняв или отклонив протокол. Скорее всего, с теми или иными оговорками он будет одобрен – ведь текст уже прошел через Совет Митрополии, который не пропустил бы неприемлемый для священноначалия вариант.
Старообрядцы не принимали активного участия в обсуждении концепции духовно-нравственного воспитания, в соответствии с которой в школах будут преподаваться «Основы православной культуры». Однако митрополит Корнилий готов поддержать введение этого предмета, выступая за взаимодействие в этом вопросе с Московской Патриархией. Этой теме была посвящена, в частности, последняя встреча митрополита Корнилия с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископом Иларионом (Алфеевым), которая состоялась 1 октября и прошла, как сообщает официальный сайт ОВЦС МП, «в теплой и искренней обстановке». На следующий день прошло заседание Комиссии Московской Патриархии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. На нем оказалось, что РПЦ ведет диалог не только с Московской митрополией РПСЦ, но и с другой ветвью староверия – Древлеправославной Церковью во главе с архиепископом Александром (Калининым).
Конечно, духовные сановники РПЦ и РПСЦ давно наладили между собой прямые дружеские контакты. Невзирая на то что Освященный Собор 2007 года подтвердил еретичность «никониан», да и среди пропагандистов Московской Патриархии далеко не все придерживаются духа диалога со старообрядцами. Протодиакон Андрей Кураев, например, считает, что массовой миссией РПЦ в миру нельзя жертвовать в угоду ревнителям «древлего благочестия», которых он называет «древнерусскими толкиенистами».
При Патриархе Кирилле – а он многие годы был активным участником экуменического движения и организатором межрелигиозных встреч, на которых присутствовали даже синтоисты, – довольно нелепо всерьез обсуждать, как правильно осенять себя крестным знаменем: двумя перстами или тремя, а то и вовсе полной ладонью, как католики. Это давно не предмет для глубокой богословской дискуссии. Да и клятвы Поместного Собора 1666–1667 годов на приверженцев старых обрядов были сняты Поместным Собором РПЦ в 1971 году по инициативе духовного наставника нынешнего Патриарха Кирилла – митрополита Никодима (Ротова). Неудивительно, что для нового поколения архиереев РПЦ МП, пестуемого Патриархом Кириллом, причины великого русского раскола XVII века кажутся смехотворными. Как об этом сказал тот же архиепископ Иларион, принимая в сентябре участие в дискуссионном клубе «Валдай», раскол «появился по чисто обрядовым причинам, которые сегодня могут показаться просто смешными... В свое время старообрядческий раскол охватил миллионы людей... Сегодня старообрядцы малочисленны». Однако для старообрядческой психологии, в которой готовность умереть «за единый аз» считается одной из высших добродетелей, подобные заявления вполне могут показаться кощунственными.
Кризис ударил и по старообрядцам – реконструкция Рогожской слободы еще далека от завершения. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Отдельным пунктом в программе Освященного Собора значится финансовое состояние Московской митрополии. Очевидно, экономический кризис сильно ударил и по Старообрядческой Церкви. Во всяком случае, масштабная реконструкция исторического комплекса Рогожской слободы, развернувшаяся несколько лет тому назад при мощной материальной поддержке со стороны городского правительства, в текущем году была почти полностью заморожена (правда, многое успели восстановить еще до начала кризиса). В частности, остановлена реконструкция Дома причта в Рогожской слободе и ряда других объектов. Если денег не хватает на ремонт зданий в самом центре русского старообрядчества, что уж говорить о восстановлении разбросанных по российской провинции храмов, многие из которых являются уникальными памятниками старины...
Освященный Собор собирается канонизировать иконописца Андрея Рублева и первопечатника Ивана Федорова. Вполне благое начинание, но ведь «никониане» уже причислили к лику святых того же Рублева двумя десятилетиями раньше. Получается, что и в таком сугубо внутрицерковном деле, как канонизация святых, РПСЦ следует за «старшей сестрой». То же можно сказать и о таком пункте повестки дня, как обсуждение вреда пьянства и мер борьбы с ним. Не далее как в мае–июне текущего года архимандрит РПЦ МП Тихон (Шевкунов) развернул массовую медиакампанию по защите населения от алкогольной угрозы. На первом заседании Священного Синода под председательством Патриарха Кирилла 31 марта с.г. был создан специальный церковный Совет для разработки мер по борьбе с «зеленым змием». Эту инициативу сразу подхватили старообрядцы, решившие начать кампанию по борьбе с пьянством с самих себя. Совет Митрополии, собравшийся 30 апреля – 1 мая в Рогожской слободе, призвал священство Старообрядческой Церкви не благословлять употребление крепких спиртных напитков на церковных трапезах. Если бы митрополит Корнилий и раньше не высказывался с большой тревогой об алкоголизации населения России, его нынешнюю инициативу обсудить эту тему на Освященном Соборе можно было приписать исключительно желанию во всем, вплоть до мелочей, копировать опыт РПЦ.
Наконец, Освященный Собор обсудит разногласия между Московской и Белокриницкой (Браильской) старообрядческими митрополиями. Суть этого спора, если не вдаваться в исторические подробности, рассказ о которых занял бы не одну страницу, можно выразить как борьбу за первенство в православном (старообрядческом) мире. Московская митрополия, в частности, оспаривает право Браилы принимать в церковное общение лиц, отпавших от нее в результате тех или иных причин, среди которых и несогласие с политикой митрополита Корнилия. Как это похоже на противостояние Московского и Константинопольского Патриархатов из-за «канонических территорий», только в миниатюре! Точно так же, как «никониане» спорят, кто сыграет главную скрипку на грядущем Всеправославном Соборе – Москва или Константинополь, старообрядцы готовят свой Всемирный Старообрядческий Собор, который должен урегулировать все существующие юрисдикционные разногласия. Ранее предполагалось, что он состоится в Казани в декабре текущего года. Но когда точно он соберется, пока не знает никто.