Националисты из Английской лиги обороны 11 сентября вышли на демонстрацию против строительства в районе очередной мечети.
Фото Reuters
Антимусульманскими акциями отметили очередную годовщину терактов 11 сентября в двух наиболее консервативных странах Европы. Проправительственная Партия датского народа выступила против строительства мечетей в Копенгагене, а в столице Великобритании состоялась массовая демонстрация ультраправых националистов, переросшая в драку с вышедшими им навстречу представителями мусульманской общины.
До сих пор в Копенгагене местным мусульманам не удавалось выстроить свое культовое здание, хотя по численности община последователей этой религии занимает второе место после преобладающей в стране Лютеранской Церкви. При этом доля мусульман составляет 3,5% от всего населения страны. Датские мусульмане, среди которых немало этнических датчан, принявших ислам, собираются в не приспособленных для богослужений общественных зданиях или в частных молельнях. До сих пор горожанам удавалось противодействовать планам строительства мечети, так как специфические очертания минаретов могли нарушить исторически сложившийся облик города. Копенгаген до сих пор малоэтажен, и его архитектурный облик на удивление цельный. Средневековый силуэт не портят современные небоскребы, как это наблюдается в большинстве западных столиц. Над невысокими зданиями господствуют шпили и купола лютеранских соборов.
Однако недавно городские власти одобрили проект строительства первой в Дании мечети под нужды местной шиитской общины. Предполагается возвести здание высотой 24 м с 32-метровыми минаретами. В таком случае Копенгагену придется попрощаться с образом последней в архитектурном плане христианской столицы Европы. Для сравнения, высота самого высокого шпиля христианского собора в городе составляет 80 м, а высота исторической Круглой башни, на вершину которой взбирался еще российский император Петр Великий, – 36 м.
В некоторых датских газетах появились статьи, где утверждается, что строительство шиитской мечети будет финансироваться «Ираном с его террористическим режимом». В организации этой кампании в прессе обвиняют Партию датского народа. Все это происходит на фоне закрытия лютеранских храмов в Дании. Так, весной 2008 года было принято решение суда закрыть не менее десяти церквей из-за недостатка финансирования, в то время как на строительство огромной мечети в Копенгагене планируется затратить 5–6 млн. евро.
Вообще в Дании ощущается сопротивление намерениям привнести в страну мультикультурный дух. Именно в датских газетах несколько лет назад появились скандальные карикатуры на Пророка Мухаммеда. Дания тогда выстояла под шквалом протестов мусульман всего мира и взяла под защиту автора карикатур, ссылаясь на принцип свободы слова. Сопоставив ту историю с инициативами политиков сегодняшнего дня, невольно приходишь к выводу, что датчане негласно решили сделать свою страну оплотом уходящей в прошлое средневековой христианской Европы.
Возможно, опасения датчан небезосновательны. То, к чему может привести превращение древней христианской столицы в мультикультурный мегаполис, да еще в стране, где свято чтут традиции, показывают события 11 сентября в отдаленном от центра лондонском районе Хэрроу. В этот день националисты из Английской лиги обороны вышли на демонстрацию против строительства в районе уже второй по счету мечети. Навстречу демонстрантам выдвинулись лондонские мусульмане. Рядом с местом, где строится мечеть, уже располагается одна действующая мечеть, причем в этом году 11 сентября пришлось на пятницу, священный для мусульман день. Завязалась потасовка, в результате которой десять человек были задержаны полицией.
Сегодняшняя Европа показывает нам, что реализация принципов веротерпимости и толерантности по отношению к иммигрантам, прогрессивных по своей сути, зачастую тем не менее приводит к результатам, противоположным ожидаемым. Консерватизм иногда способствует сохранению общественного спокойствия, а крайний либерализм провоцирует радикальные группы на проявление насилия. Религиозные меньшинства, получив равные права, подчас не останавливаются на достигнутом, а начинают наступление на права коренного населения, что вызывает реакцию националистов.