Вчера исполнилось 70 лет с начала Второй мировой войны, и эта дата подогрела жаркие споры вокруг некоторых «белых пятен» истории середины XX века. Одним из таких острых моментов стало сопоставление тоталитарных режимов гитлеровской Германии и сталинского СССР и политика обеих стран накануне войны. К этим спорам активно подключилась Русская Православная Церковь, особенно в части, касающейся сотрудничества иерархов и духовенства с германской администрацией на оккупированных территориях СССР. Свою оценку попыткам реабилитации коллаборантов в рясах дает член комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, секретарь ЦК КПРФ, доктор политических наук Сергей Обухов.
– Как вы расцениваете попытки церковных публицистов и историков оправдать коллаборационизм некоторых представителей православного духовенства во время немецкой оккупации? В последнее время снят фильм о Псковской духовной миссии, издана книга протоиерея Георгия Митрофанова «Трагедия России. «Запретные» темы истории XX века», оправдывающая генерала Власова и атамана Краснова, в СМИ появляются интервью, в которых некоторые представители Московского Патриархата заявляют, что Сталин был не лучше Гитлера...
– Протоиерей Георгий Митрофанов прославился своими скандальными заявлениями на эту тему и, кажется, включился в хор недругов России. Оставим эту гражданскую позицию на его совести, хотя он и высказывает свою позицию публично. В целом нас беспокоит определенная информационная политика части духовенства РПЦ. Такое впечатление, что проигравшая общественно-политическую дискуссию часть либерального истеблишмента в российском обществе, которая заправляла и духовно определяла атмосферу в обществе в 1990-е годы, в последнее время заняла позиции в Церкви. Для меня все высказывания типа «Ленин хуже Гитлера» из уст протоиерея Димитрия Смирнова или заявление одного архиерея, поставившего знак равенства между Сталиным и Гитлером, вызывают вопрос о патриотизме их авторов. Чем тогда можно аргументировать позицию Российской Федерации, выступающей против резолюции ПАСЕ, в которой уравнены СССР и фашистская Германия? Я бы даже назвал эту позицию антигосударственной и антиисторической.
– Не усматриваете ли вы в этих выступлениях представителей Московского Патриархата проявления той самой фальсификации истории XX века, для противодействия которой создана специальная государственная комиссия?
– Конечно, это и есть те самые попытки фальсификации истории. Недавнее заявление Дмитрия Медведева о пакте Молотова–Риббентропа скорее отвечает позиции КПРФ, чем названных церковных деятелей. Я в числе 600 деятелей мирового коммунистического движения подписал протест против развернувшейся в обществе кампании по отождествлению советского и нацистского режимов. Политики из 30 стран высказали возмущение этой клеветой на нашу страну. Все антикоммунистические высказывания священнослужителей Московского Патриархата – какими бы обидами они ни руководствовались – работают против нашей страны.
Попытки реабилитации генерала Власова и атамана Краснова, выступивших против Красной армии на стороне гитлеровского вермахта, есть не что иное, как подрыв российской государственности. Выступления Патриарха Кирилла на тему сопоставления двух режимов гораздо более аккуратны и взвешенны, чем эти высказывания представителей Московского Патриархата. Конечно, эти деятели не отражают точку зрения всей полноты Церкви, потому что ее могут выражать только Патриарх или Собор. Но то, что такие мнения присутствуют в церковной среде, развиваются, распространяюется, – печальный факт.
– Теперь уже точно известно, что религия придет в школу и в армию. Вы можете себе представить, как именно будет освещаться этот период истории Церкви на школьных уроках? И на каких примерах духовенство станет вести патриотическое воспитание военнослужащих российских Вооруженных сил?
– КПРФ отдает себе отчет, что присутствие религиозной этики в школе необходимо. Но в церковной истории XX века очень много «белых пятен», вокруг которых развилась мифология. В последнем 12-томном издании «Истории Русской Церкви» написано много такого, что опровергает некоторые мифы. Например, о захоронениях на Красной площади сразу после Октябрьского восстания. Погибшие революционеры отпевались в храме Христа Спасителя, погребения совершались с участием духовенства и с соблюдением православных обрядов.
Коммунистов обвиняют в «поклонении мумии Ленина». Но Владимир Ильич – основатель государства, правопреемником которого является Российская Федерация. То есть выступающий против почестей Ленину выступает и против основы современной российской государственности. Попробуйте осквернить память отцов-основателей, допустим, США!
– Можно отметить, что авторами антикоммунистических выступлений становятся достаточно молодые, хорошо образованные, талантливые, амбициозные представители Московского Патриархата, многие из которых связаны с миссионерским движением среди молодежи. Не станет ли со временем их точка зрения преобладающей среди духовенства и верующих РПЦ?
– Мне кажется, что история XX века должна была научить обе стороны избегать повторения ошибок. Те, кто разжигает подобные страсти, часто даже на ровном месте, и организует противостояние там, где его зачастую нет, пытаются сделать это определенной политической тенденцией.
– Обсуждались ли попытки реабилитации священников-коллаборационистов и предателей в годы войны на заседаниях комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Госдумы?
– Нет, этот вопрос не обсуждался и в принципе, как мне кажется, не может обсуждаться. Даже и не поднимался этот вопрос.