Сегодня завершается визит Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Украину. По-разному видятся его итоги из Москвы и из Киева. Взгляд украинской стороны на этот визит по просьбе «НГР» изложил украинский политолог и религиовед, доктор философских наук Виктор Еленский.
– Виктор Евгеньевич, как вы считаете, визит Патриарха Кирилла привнес единство в ряды православных Украины или способствовал росту напряженности в стране? Вспомним драки украинских националистов и пророссийски настроенных казаков, резкие заявления некоторых украинских чиновников и политиков...
– Часть православных, которая не любит Московского Патриарха, показала, что они еще существуют. Но в Киеве все-таки преобладали мирные демонстрации, об их проведении власти были уведомлены. Многие считали, что таких столкновений, какие были в 1990-е годы, не будет, и так оно и случилось.
– Прояснил ли что-то в будущем украинской Церкви разговор Патриарха Кирилла и президента Виктора Ющенко во время их встречи в Киеве 27 июля?
– Никто из них не сказал ничего неожиданного. Ни Патриарх, ни президент. Кирилл сказал, что поместная Церковь в Украине уже существует. Патриарх этой Церкви живет в Москве, он отец всем православным украинцам, и это все Святая Русь, а автокефальная Церковь украинцам не нужна. То есть Кирилл повторил то, что еще раньше говорил Патриарх Алексий II. Патриарх Кирилл не приготовил никакой изюминки. Я даже думал, что он скажет несколько слов на украинском, но ошибся. В свою очередь, президент Ющенко произнес общие слова о том, что украинский народ стремится к Поместной Православной Церкви.
– Как вы считаете, это политический визит или пастырская поездка, как уверяет Патриархия?
– Этот визит не мог не стать политическим. Православные Церкви составляют одно целое, называемое в церковной среде «православная полнота», но все-таки они образуются по территориальному принципу. Имеется некая территория, которая обрела свою государственность. На этой территории проживает православное население. И вот это православное население в соответствии с церковным правом провозглашает свою Церковь. По каноническому праву, границы Церквей проходят в соответствии с политическими. Часть православного населения хочет провозгласить свою автокефальную Церковь. К ним приезжает иерарх, который говорит: для нас нет границ. У нас есть единая Святая Русь. Возглавитель вашей Церкви живет в другой стране. Это хорошо для Католической Церкви с ее вселенским характером, но непонятно для православной полноты. Так или иначе, Патриарх Кирилл говорит: я, конечно, вынужден признавать эти политические границы, но, наверное, это ненадолго, не навсегда уж точно, и для меня это существенного значения не имеет. Как бы он ни говорил об этом в прямой политической риторике, такие выступления являются опосредованным свидетельством непризнания государственного суверенитета Украины.
– Президент Виктор Ющенко встречается и с Патриархом Московским Кириллом, и с главой Украинской Православной Церкви Московского Патриархата митрополитом Владимиром (Сабоданом), и с непризнаваемыми РПЦ Патриархом Киевским Филаретом (Денисенко) и главой Украинской Автокефальной Православной Церкви Мефодием (Кудряковым). По вашим наблюдениям, с кем из этих иерархов у президента сложились наиболее доверительные, теплые отношения?
– Президент достаточно ровно относится к каждому из этих религиозных деятелей. Чисто по-человечески у него, очевидно, лучше складываются отношения с Предстоятелем Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Президент давно знает митрополита Владимира. Никаких признаков, которые бы свидетельствовали, что украинская администрация нацелена на дискриминацию любой из этих Церквей, я не вижу.
– Как украинские власти видят решение проблемы православного единства, когда одновременно существуют три Церкви и никак они не могут соединиться или хотя бы прийти к малейшему компромиссу?
– Я думаю, что они эту проблему видят приблизительно так же, как ее видел президент России Владимир Путин, когда соединял РПЦ и РПЦЗ. У этих трех украинских Церквей нет догматических разногласий. Если они объединятся, вопрос их канонического статуса уже будет иметь второстепенное значение. Это в значительной мере будет способствовать укреплению гражданского согласия и мира в стране.
– Патриарх Кирилл заявил, что в отношениях с ЕС три восточноевропейские страны должны помнить о «духовном первородстве». На ум сразу приходит библейский сюжет о чечевичной похлебке. Можно ли это высказывание расценивать как укол в адрес католического Запада?
– По-моему, это можно понять так: нечего вам в Европу стремиться! Надо возвратиться в Святую Русь, из которой мы все вышли. На Западе вас ничего хорошего не ждет. Вы туда идете по зову желудка, а не души. Все настоящие ценности здесь. А европейские ценности, такие как права человека, уважение к личности, достоинству, пределы деспотии – все это не наше.
– Кстати, о ценностях. Будучи в Киеве, Патриарх Кирилл раскритиковал либеральные тенденции в западном богословии и призвал православных им не следовать. Некоторые российские политологи решили, что Патриарх имел в виду политический либерализм. А как эти высказывания расценили на Украине?
– Патриарх не впервые об этом говорит. Когда Кирилл был в сане митрополита, он постоянно говорил о противостоянии России и Запада, а православие противопоставлял либерализму.