Королева обратилась к "Братству верных англикан" подчеркнуто нейтрально, а они восприняли это как выражение поддержки.
Фото Reuters
В Великобритании 6 июля разгорелся настоящий скандал. Выяснилось, что ее величество королева Елизавета II поддержала создание «Братства верных англикан». Речь идет о структуре, оппозиционной «либеральному» англиканскому мейнстриму во главе с архиепископом Кентерберийским Роуэном Уильямсом. «Либералы» выступают за женское духовенство, терпимы к священникам-гомосексуалам и гомосексуализму как таковому. Консервативная оппозиция в лице «Братства» женского духовенства не приемлет, а геев и лесбиянок считает грешниками и призывает покаяться.
Королева формально возглавляет Англиканскую Церковь. Прямая поддержка параллельной англиканской структуры с ее стороны означала бы многое. Например, это был бы прямой и довольно мощный удар по реноме Роуэна Уильямса. Это был бы знак решимости Букингемского дворца повернуть вспять эволюцию всего Англиканского содружества (или, наоборот, остановить упадок – в зависимости от точки зрения на происходящие в мировом англиканстве процессы). Это могло быть воспринято как поддержка раскола. Ее величество расписалась бы в консерватизме и даже гомофобии. Борцы за права геев и лесбиянок уже выразили свое возмущение позицией королевы┘
Активисты явно поспешили. Говорить о позиции хозяйки Букингемского дворца можно лишь в сослагательном наклонении, прибегая к спасительной частице «бы». Дело в том, что никакой однозначной поддержки консерваторам Елизавета II не выражала.
6 июля ведущий Би-би-си спросил священника-консерватора Криса Сагдена, правда ли, что королева направила «Братству» письмо, в котором сообщала, что «понимает их озабоченность». «Да, это правда», – ответил Сагден. Это заявление вызвало сенсацию в британской прессе. На следующий день была обнародована переписка консерваторов с Букингемским дворцом. Что же в действительности было в этой переписке?
Первое письмо королеве консерваторы направили 7 августа прошлого года. Это случилось после конгресса консервативного крыла Англиканского содружества в Иерусалиме. Письмо подписал 31 человек, духовенство и миряне. Консерваторы выражали преданность ее величеству, а также надежду на то, что королева «разделяет их озабоченность» (sic!) и приверженность «столпам веры»: Евангелию, Книге общих молитв, 39 статьям, излагающим основные догматы англиканского вероучения.
Секретариат королевы ответил лишь 5 декабря. В письме сообщалось, что королева «приняла к сведению» (noted) содержание обращения. Ее величество «понимает, что преданность Англиканской Церкви вынудила вас написать то, что вы написали», говорилось в письме. Королевский секретариат также информировал консерваторов, что Елизавета II не намерена вмешиваться в повседневные дела Церкви. Более того, письмо консерваторов было переправлено┘ архиепископу Кентерберийскому.
24 июня 2009 года консерваторы направили во дворец новое письмо. На сей раз они сообщали королеве, что 6 июля в Вестминстерском дворце пройдет торжественное собрание «Братства верных англикан», и просили «молиться за них». Секретариат королевы ответил два дня спустя. Ее величество благодарила консерваторов за выражение преданности, а также желала «удачных и запоминающихся торжеств» и «всего наилучшего».
Елизавета II, быть может, придерживается более консервативных взглядов на Англиканскую Церковь и религию в целом, нежели архиепископ Роуэн Уильямс. Однако переписка с «Братством» ничего не сообщает нам о том, что думает британский монарх о женском духовенстве или рукоположении геев. Письма из Букингемского дворца – набор протокольных, очень осторожных, подчеркнуто нейтральных фраз. Увидеть в них выражения «идейной солидарности» и тем более «высочайшее благословение» можно лишь при тенденциозном прочтении. С тем же успехом письма можно прочитать как реприманд консерваторам за обращение «не по адресу».
Религиозный обозреватель газеты The Daily Telegraph Джордж Питчер, ссылаясь на близкие к королевской семье источники, пишет, что в Букингемском дворце возмущены этой историей и разглашением тайны переписки с королевой. Судя по всему, еще нескоро «Братство верных англикан» дождется нового письма, скрепленного королевской печатью.