Религиозный экстремизм с каждым годом становится все более серьезной проблемой для мирового сообщества. Межрелигиозные отношения часто переплетены с национальными, социальными и прочими противоречиями. Весь этот комплекс проблем и вопросов давно стал предметом пристального внимания специалистов в разного рода областях: в сфере государственного управления, безопасности, религиоведения, психологии. Недавно в Госдуме прошел семинар «Экстремизм и национальный вопрос в России». Из большого числа выступлений обращают на себя внимание несколько докладов, напрямую связанных с поиском причин и способов решения проблемы именно религиозного экстремизма.
Открыл обсуждение председатель правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума генерал-полковник Анатолий Куликов. В своем вступительном слове Куликов отметил, что существующее в нашей стране законодательство дает правосудию и правоохранительным органам достаточную базу для противодействия экстремизму. Однако практика его применения не вполне отвечает складывающейся ситуации. К числу недостаточно проработанных моментов он отнес следующие: размытость компетенции субъектов противодействия экстремизму; несоответствие потребностям законодательного, организационного финансового обеспечения необходимых лингвистических экспертиз и других исследований в разумные сроки; отсутствие в законодательстве требования государственной регистрации общественных и религиозных объединений в качестве обязательного условия их деятельности, отсутствие юридического определения понятия «секта»; отсутствие в УК РФ норм об ответственности за пропаганду и распространение экстремистских материалов в интернете.
Вообще часто трудно понять, где заканчивается религиозная традиция и начинается почва для экстремистских воззрений. Этой проблеме был посвящен доклад главного аналитика Национального антикриминального и антитеррористического фонда Олега Нечипоренко. Он нарисовал гипотетическую ситуацию, которая может произойти в случае внедрения религиозного воспитания в Вооруженных силах. Внимательно читая Библию или Коран, можно обнаружить фрагменты, наполненные экспрессивной лексикой, разжигающей вражду между общинами, выпадами против иных народов и вер. Выражения вроде «не жалей его, но убей», «да не пощадит рука твоя», «для неверных наказание огня», «схватывайте их и убивайте» вполне могли бы быть квалифицированы как призывающие к насилию по Закону «Об экстремизме». Допустим, что в воинских частях Российской армии будут введены занятия по изучению религии. Кроме того, что бойцы будут разделены по общинному признаку, возникает вопрос, кто выступит в роли тех толкователей Священных Писаний, которые смогут в нужном ключе объяснить указанные выше пассажи. За примерами взаимной вражды выходцев из различных регионов в армейских рядах не надо далеко ходить. Совсем недавно произошла массовая драка между русскими и дагестанцами в одной из частей в Алтайском крае. Солдаты беспощадно молотили друг друга цепями и палками точно в соответствии с обычаями древних заповедей.
Трудно себе представить, что после подобных «душеспасительных» проповедей бойцы того или иного подразделения смогут противодействовать вылазкам религиозных экстремистов и террористов. Кстати, стоит иметь в виду, что мотивация экстремистской и террористической деятельности часто обусловлена религиозными взглядами.
О столкновении цивилизаций как причине радикализации верующих говорил на семинаре профессор кафедры философии СПбГУ Андрей Буровский. «По моему убеждению, главная проблема современности состоит в том, что в поле решения политических проблем сталкиваются люди разных эпох», – заявил Буровский. Причиной роста радикализма он считает различия в менталитете европейской и мусульманской цивилизаций, обусловленные особенностями их исторического развития. Европейцы, пережившие ужасы Первой, а потом и Второй мировых войн, перестали воспринимать войну как морально приемлемый способ разрешения конфликтов. «Современный мусульманский мир не прошел той школы жестокости, которую прошел западный мир. Можно показать на многих примерах, что мусульманский мир по уровню и бытовой жестокости и политического экстремизма – это XIX век Европы», – уверен Андрей Буровский. По его мнению, Европа предрасположена к чрезмерным уступкам исламистскому натиску из-за исторически приобретенного иммунитета к насилию.
Мнения звучали разные. Но общий вывод семинара таков: Россию в области этнорелигиозных отношений еще ждут испытания.