Сначала полицейские не препятствовали акции протеста, но затем пришлось пресекать возросшую агрессивность ультраортодоксов.
Фото Reuters
В субботу, 6 июня, полторы тысячи ультраортодоксальных евреев учинили беспорядки в Иерусалиме. Все началось с демонстрации протеста против работы автостоянки перед городским муниципалитетом в святой для иудеев субботний день. Демонстранты колонной прошествовали из религиозного квартала Меа Шеарим к площади перед муниципалитетом. Вечером, по завершении шабата, несколько десятков наиболее решительно настроенных ультраортодоксов попробовали прорваться на территорию стоянки и в здание мэрии, но встретили сопротивление полиции. На сотрудников правопорядка посыпались оскорбления, полицейских в числе прочего называли «нацистами». С наступлением темноты демонстранты принялись поджигать мусорные баки.
Справиться с разгневанными ультраортодоксами удалось, только когда на помощь полицейским прибыло подкрепление. Конная полиция при поддержке подразделений спецназа ЯСАМ оттеснила толпу хасидов обратно в Меа Шеарим. В результате беспорядков были ранены шестеро полицейских и арестовано около десяти демонстрантов.
Мэр Иерусалима Нир Баркат заявил, что не уступит насилию и автостоянка по субботам все-таки начнет работать, так как это необходимо для увеличения потока туристов в израильскую столицу. Однако через неделю градоначальник по просьбе полиции решил отложить на некоторое время открытие стоянки, пока не будет достигнут компромисс. Это решение мэра спровоцировало новую акцию протеста – на этот раз светских израильтян. Несколько сотен студентов 13 июня (тоже в субботу) провели демонстрацию в центре города, но на этот раз обошлось без эксцессов.
Обострившееся в эти дни противостояние религиозных и светских израильтян имеет более серьезные причины, чем это может показаться на первый взгляд. В основе случившегося – двойственные, во многом не урегулированные отношения государства и религии в Израиле. По форме демократическое, еврейское государство вынуждено инкорпорировать в светскую законодательную систему элементы иудейского законодательства, в том числе и в отношении соблюдения святости субботы. Начиная с 1940-х годов, когда между отцами-основателями государства и религиозным истеблишментом было заключено соответствующее соглашение, соблюдалось хрупкое равновесие, получившее название «статус кво». Меняющаяся обстановка в стране не раз за последние десятилетия испытывала этот «статус кво» на прочность. Светскому и религиозному сегментам общества нередко приходилось заключать новые соглашения. Светским сионистам путем уступок в свое время удалось достичь компромисса с иудейскими религиозными кругами. Стоит напомнить, что накануне провозглашения Государства Израиль большинство ультраортодоксальных иудеев выступали против этого, считая, что национальное государство заменит евреям религию. Июньские события показали, что и в наши дни действия общины ультраортодоксальных иудеев продолжают быть серьезным испытанием для израильской демократии.