Представители Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) опасаются изгнания из занимаемых ими храмов в городе Суздале, которые по решению Владимирского арбитражного суда передаются в пользование государства. На пресс-конференции в Москве 14 мая секретарь Архиерейского Синода РПАЦ игумен Феофан (Арескин) заявил, что прихожане не намерены передавать ключи от изымаемых храмов судебным исполнителям. Таким образом, становится вполне реальным силовой вариант развития событий с участием судебных приставов и милиции, а также акциями протеста со стороны верующих. Ранее, в конце апреля, они уже провели в Москве митинг против выселения из занимаемых церквей. В этом мероприятии, состоявшемся на площади возле платформы «Серп и молот», принял участие глава РПАЦ митрополит Валентин (Русанцов).
Именно он в 1990 году, будучи клириком Владимиро-Суздальской епархии Русской Православной Церкви, воспротивился решению священноначалия о своем переводе из Суздаля на другой менее престижный приход и перешел в альтернативную Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ). В ней Валентин получил архиерейскую хиротонию и вскоре вместе со своими последователями основал собственную церковную организацию, которая со временем и получила название РПАЦ. В 2007 году у государства вдруг появились претензии к тому, как она эксплуатирует занимаемые ею храмы. Как и предполагали «НГ-религии» (см. № 3 от 18.02.09), судебные решения по всем суздальским храмам, которые являлись предметом иска территориального управления Росимущества по Владимирской области, были вынесены не в пользу РПАЦ, а апелляции последней были отклонены. Не помогли ни наивные заявления о том, что отбираемые храмы были отреставрированы на средства верующих, ни прямое обращение к президенту с призывом взять ситуацию под свой контроль, ни даже завуалированная угроза устроить в Суздале «русский Ольстер».
Впервые за многие годы в России государство отбирает у православных верующих действующие храмы. Особенность в том, что они принадлежат альтернативной Московской Патриархии церковной структуре. Сейчас трудно себе это представить, но события в Суздале вполне могли развиваться совсем по другому сценарию. Достаточно вспомнить, с какой торжественностью и пышностью два года назад подписывался акт о воссоединении с Зарубежной Церковью. А ведь было время, когда в Чистом переулке клеймили ее представителей как раскольников – особенно после того, как они стали открывать свои епархии в России после падения советской власти, как и было в Суздале. Сегодня параллельные епархиальные структуры РПЦЗ остались, а воинственной риторики по отношению к ним нет и в помине. Признаны и все архиерейские хиротонии «зарубежников», в том числе и те, которые были совершены ими уже в России. Значит, останься в свое время епископ Валентин в РПЦЗ, глядишь – не было бы ни педофильского скандала, связанного с его именем, ни претензий к РПАЦ со стороны Росимущества... И не раскольник был бы, а всеми уважаемый иерарх! Но историю уже не перепишешь.
Очевидно, что цена вопроса – это полтора десятка храмов на Золотом кольце России, ежедневно посещаемых туристами. В последнее время вновь на слуху законопроект о передаче в собственность религиозным организациям занимаемых ими на правах бессрочной безвозмездной аренды зданий культового назначения. Если он будет принят в ближайшее время, то претендовать на такого рода собственность сможет не только Московская Патриархия, в тесном сотрудничестве с которой разрабатывается этот законопроект, но и, к примеру, та же РПАЦ. В этом случае отобрать у нее храмы будет куда сложнее. Однако пока законопроект даже не внесен в Госдуму – процесс тормозит сама РПЦ, внося в текст множество корректировок. Действительно, спешка может только повредить делу – а вдруг не тем православным храмы достанутся? Зачистка «альтернативного православия», которая происходит сейчас, тоже не случайна. Если бывший епископ Диомид на Крайнем Севере, где недвижимость вообще никак не котируется, уже мало кого интересует, то суздальские храмы в самом сердце России – весьма лакомый кусочек. Конечно, самим владимирским чиновникам никакие церкви не нужны. Изъятие их у РПАЦ в пользу государства – это лишь промежуточный этап. Кому их передадут потом, догадаться нетрудно.