Членов движения «Таблиги джамаат» иногда называют странниками ислама – вероятно, в силу того, что они ведут свою миссионерскую деятельность, путешествуя по городам и весям и останавливаясь на ночлег в мечетях. Отсюда же вытекают два отличительных признака этой организации. Во-первых, они часто имеют дело с официальными мусульманскими структурами, так как используют общие для всех приверженцев ислама места молитвы в качестве своих перевалочных пунктов. Обращаются они к официальным структурам (в России это духовные управления) и за визовой поддержкой. Во-вторых, странствующие миссионеры неизбежно вызывают подозрительное отношение к себе со стороны властей. Хотя политика для «Таблиги джамаат» никогда не была первостепенной задачей, проповеди о грядущем мировом Халифате в свете развернувшего свою деятельность исламистского террористического подполья как минимум настораживают. Внешне вполне миролюбивых таблиговцев стали подозревать в тайных связях с боевиками...
Само движение зародилось в 1940-е годы среди индийских мусульман как форма протеста против британского колониализма. Это был и способ распространения исламского вероучения среди иноверческого окружения и в условиях светского государства. Организационный центр «Таблиги джамаат» и по сей день находится в Пакистане. После падения советской власти в Средней Азии движение стало распространяться в бывших советских республиках. Очень скоро светские власти стали ограничивать их деятельность. 7 мая нынешнего года движение «Таблиги джамаат» было запрещено и Верховным судом России. «Судом установлено, что деятельность структурных подразделений «Таблиги джамаат» угрожает межнациональной и межконфессиональной стабильности в российском обществе, территориальной целостности Российской Федерации», – говорится в постановлении суда.
Сразу же после принятия этого решения в Саратовской области, где таблиговцы развернули свою бурную деятельность, разразился скандал. Местная газета «Взгляд» опубликовала интервью с исламоведом Романом Силантьевым, который обвинил главу Духовного управления мусульман Поволжья Муккадаса Бибарсова в поддержке «Таблиги джамаат», которые в свою очередь занимаются идеологической поддержкой экстремистов. Последствия запрета этого движения для Совета муфтиев России, по мнению Силантьева, самые неприятные. И это уже не первый случай, когда муфтият благожелательно относится к зарубежному исламскому течению, которое затем российские власти признают экстремистским.
Корреспондент «НГ-религий» поинтересовался, насколько тесны были связи российских муфтиятов и движения «Таблиги джамаат» у председателя информационно-аналитического отдела Совета муфтиев Фарида Асадуллина.
– Фарид-хазрат, как вы прокомментируете решение суда о запрете «Таблиги джамаат»?
– Само название «Таблиги джамаат» не несет в себе никакой угрозы, поскольку его можно применить вообще к любому сообществу мусульман. «Джамаат» значит «группа», «таблиг» – «доведение до сведения». То есть распространения учения Пророка Мухаммада как среди единоверцев, так и иноверцев, желающих познакомиться с исламом. Вообще у меня ко всем миссионерским движениям в исламе много вопросов, и эти вопросы я как представитель муфтията задавал им. Надо ли ехать за тридевять земель, в Россию, не зная ни менталитета ее мусульманских народов, ни языка, на котором они общаются, для того, чтобы говорить им вещи, достаточно тривиальные?
Надо, конечно, разбираться в причинах запрета этой организации. Если были какие-то прецеденты, когда ее представители нарушали законы страны, то нужно разбираться в каждом конкретном случае. Но главный вопрос я могу адресовать к самим руководителям этой организации. Сейчас, в век глобализации, люди могут не вставая с кресла получить ответ на любой вопрос. Надо ли ехать сюда, посещать деревню за деревней, чтобы собирать людей, которых они не понимают так же, как и они их? Ведь часто даже переводчика с урду или английского на татарский невозможно найти. Зачем же ехать, чтобы впустую потратить время? В России есть свои грамотные имамы. Коэффициент полезного действия тех, кто называет себя «Таблиги джамаат», у меня вызывал всегда большие вопросы. Ислам в этом плане исповедует принцип, что любая непроизводительная трата времени запретна.