С некоторых пор мосарский священник Юозас Булька напрочь отказывается фотографироваться...
Католический священник Юозас Булька, возглавляющий приход в деревне Мосар (Витебская область), оказался в центре внимания белорусских, литовских и польских СМИ. Дело не в том, что около 20 лет он борется с пьянством, организовал в Мосаре антиалкогольный музей и мини-зоопарк – за это Булька уже удостоен государственной награды. Дело в том, что литовская прокуратура объявила его в розыск и теперь на территории любой страны ЕС его ждет незамедлительный арест. Бульку обвиняют по статье «геноцид литовского народа»: по данным следствия, в 1950-е годы он сдал советским спецслужбам более 50 литовских партизан, так называемых «лесных братьев».
В начале апреля Генпрокуратура Белоруссии в ответ на официальный запрос из Литвы отказалась допрашивать священника. Сам Юозас Булька утверждает, что в 1950-е годы в Литве он боролся с пьянством, а теперь литовцы «шьют ему политику».
Между тем версия литовской стороны выглядит довольно убедительно. Развернутый материал на эту тему был опубликован в начале марта польской «Газетой выборчей», а также в блоге белорусского корреспондента издания Анджея Почобута. Деятельность Бульки в 1940–1950-е годы реконструировали историки, исследовавшие архивы Министерства госбезопасности Литовской ССР. Выяснилось, что Юозас Булька был связным «лесных братьев». Дважды он попадал в руки коммунистических спецслужб, дважды его вербовали, он получал оперативные псевдонимы Сваюнас (Мечтатель) и Бимба. В 1948 году он раскрыл МГБ подпольную организацию, состоявшую из 10 тыс. вооруженных партизан (так называемые «Ванагаи», «Ястребы»). В 1951 году он, по заданию МГБ, устанавливал контакт с ячейками «лесных братьев», а спецслужбы ликвидировали их. При этом погибли 56 «братьев», а члены их семей оказались в лагерях.
Бывшие литовские партизаны, пережившие советские лагеря, узнали в мосарском священнике своего бывшего связного. Бульку они увидели на видеозаписях, сделанных корреспондентами «Газеты выборчей». Оказалось, что в среде «лесных братьев» Юозас Булька действительно боролся с пьянством. Еще в те времена он ходил в сутане (не будучи священником), молился, перебирал четки и среди партизан получил прозвище Христос.
Выступая в СМИ, священник пытается защищаться. «Они (то есть «гонители» Бульки. – «НГР») не хотят, чтобы Белоруссия была красивой и счастливой», – заявил он Интерфаксу. «Земляки мстят мне за то, что я всегда был добр к полякам. Большинство литовцев – националисты», – сообщил он «Газете выборчей». На прямой вопрос: «Выдавали ли вы коммунистам литовских партизан?» Булька отвечает: «Какие партизаны?! Это были бандиты. Пьяницы, убийцы, распутники. Из них разве что один или двое были партизанами. Я многое о них знаю, вот они мне и мстят┘ Я помню случай, когда в одной деревне бандиты вырезали 35 невинных людей┘ Я всю жизнь боролся с пьянством. Может, я был слишком жестким? Если я кому-то навредил, извиняюсь».
Быть может, Юозас Булька действительно не чувствует за собой вины. Тем более что отношение к «лесным братьям» на постсоветском пространстве, мягко говоря, неоднозначное. В официальной литовской историографии они фигурируют как национально-освободительное, в официальной советской и российской – как профашистское и террористическое движение. В подобных случаях приговоры суда далеко не всегда негативно влияют на репутацию обвиняемого: кто-то сочтет его преступником, кто-то – героем и мучеником. В современной истории балтийских стран подчас крайне сложно провести черту между «черным» и «белым», хотя соблазн дать ситуации ту или иную оценку возникает.
Реакция Католической Церкви на «дело Бульки» неоднозначна. В Витебской епархии ситуацию не комментируют вовсе. В епархии польского города Влоцлавека, где Юозас Булька в 1987 году был тайно посвящен в сан священника, информация «Газеты выборчей» вызвала замешательство. Нынешний Влоцлавский епископ Веслав Меринг уже заявил, что сан с Бульки может быть снят, если его вина будет доказана. Тем более что Бульку посвящали тайно – не в церкви, а в саду при храме. Тем более что, по некоторым сведениям, на момент принятия сана Булька был┘ женат.
Правду (в данном случае фактическую, а не моральную) устанавливает суд. Однако едва ли Юозас Булька окажется на скамье подсудимых. Сейчас ему 83 года. Белоруссия не выдаст его Литве и не вступит в обозримом будущем в Евросоюз. Мосарский священник может чувствовать себя спокойно. Тем не менее с некоторых пор он отказывается фотографироваться или сниматься на видеокамеру для интервью в прессе┘