Вопрос о праве собственности на Свято-Николаевский собор в Ницце расколол старую русскую эмиграцию.
Фото с сайта www.ru.wikipedia.org
Страстная седмица становится поистине временем испытаний для паствы Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе (экзархат Константинопольского Патриархата). В прошлом году именно в это время глава экзархата Архиепископ Команский Гавриил (де Вильдер) отлучил от причастия бывшего секретаря церковного совета Русской православной ассоциации Ниццы Лидию Плас. Наказание постигло мадам Плас за то, что она осмелилась опубликовать в газете «Русская мысль», выходящей в Париже, статью, где критиковалась политика, проводимая священноначалием Архиепископии.
Следующим, кто вызвал гнев Архиепископа Гавриила, стал бывший управляющий делами Архиепископии Православных Русских Церквей в Западной Европе Василий фон Тизенгаузен. Он написал открытое письмо Архиепископу Гавриилу, где выразил свое возмущение случаем, происшедшим в Свято-Николаевском соборе в Ницце. Одна из прихожанок прихода исповедалась, священник отпустил ей грехи, а на следующий день отказал ей в причастии, написав в письме, что за ночь передумал и отменяет свое отпущение. «Я считаю, что, описав в письме, которое может попасть в любые руки, содержание беседы, священник тем самым выдал тайну исповеди, что является нарушением канонического права, – рассказал «НГР» Василий фон Тизенгаузен. – Эта дама провинилась лишь тем, что критиковала настоятеля собора». Автор открытого письма вызван к Архиепископу для дачи объяснений, невзирая на проходящую Страстную седмицу.
Накал страстей в приходах Архиепископии, особенно в приходе Свято-Николаевского собора в Ницце, связан с внутренним конфликтом, расколовшим эту общину. Основу этого прихода составляют потомки первой русской эмиграции, а также европейцы, принявшие православие. В 1931 году Архиепископия, тогда называвшаяся Западноевропейским Экзархатом, вышла из юрис-дикции Русской Церкви и перешла под омофор Константинопольского Патриарха. В последнее время среди верующих Архиепископии выделилась группа, возглавляемая самим Архиепископом Гавриилом, которая поставила своей целью своеобразную «модернизацию» православия, и тем самым отходит от некоторых русских традиций богослужения. Эти попытки создания некоего «западного православия» в лоне Архиепископии встретили отпор многих представителей старой русской эмиграции.
Особенно остро конфликт проявился в приходе Свято-Николаевского собора в Ницце. Назначенный Архиепископом Гавриилом настоятелем собора протоиерей Иоанн Гейт, по свидетельству прихожан, в первые же дни своего служения объявил с амвона: «Я приехал не для того, чтобы меня любили, но чтобы навести порядок». Этот «новый порядок» состоит в том, что старый клир собора уволен, а жизнь прихода подвергается произвольным изменениям. Противники нововведений направили послания с выражением своего протеста Архиепископу Гавриилу и Константинопольскому Патриарху Варфоломею, но письма остались без ответа.
«Это движение представляют люди, которые хотят иметь свое православие, более «культурное», чем традиционное русское православие. Например, они не любят иконостас... Часть старой русской эмиграции забыла не только традиции Русской Церкви, но и сам русский язык, поэтому считает себя больше французами, чем русскими, и легко соглашается на реформы», – так охарактеризовал причину нововведений Василий фон Тизенгаузен.
Существенным моментом внутриобщинного раскола в Ницце стал вопрос о принадлежности участка земли, где расположен собор Святого Николая, и самого здания храма. Участок земли был куплен российским императором Александром II в 1865 году, а в 1902 году Николай II передал этот участок правительству Российской империи. Через семь лет российское правительство сдало эту землю в долгосрочную аренду прихожанам в Ницце, чтобы там была построена церковь. В 2007 году истек срок аренды, и земля и храм должны быть возвращены в собственность Российской Федерации как правопреемницы Российской империи.
Однако и настоятель собора, и глава Архиепископии – оба по происхождению европейцы – всячески противятся возвращению собственности России и отстаивают во французском суде право Архиепископии на эту собственность. Во французских СМИ это дело приобрело не только юридическое, но и политическое звучание. Первое заседание суда по делу о праве собственности на Свято-Николаевский собор должно состояться в июне этого года.